Бхагавад Гита 4.14-4.35:
Никакая деятельность не может осквернить Меня, и Я не стремлюсь к ее плодам. Кто постиг эту истину, тот, как и Я, никогда не будет связан последствиями своих действий.
В минувшие времена все освобожденные души обладали знанием о Моей трансцендентной природе и действовали в соответствии с ним. Исполняй свой долг, следуя их примеру.
Даже очень разумные люди заходят в тупик, пытаясь определить, что́ есть действие и что́ — бездействие. Сейчас Я объясню тебе, что значит действовать. Обретя это знание, ты оградишь себя от всех бед.
Хитросплетения деятельности очень трудны для понимания. Поэтому надо хорошо знать, что такое действие, что такое запретное действие и что такое бездействие.
Тот, кто видит бездействие в действии и действие в бездействии, является самым разумным среди людей и находится на духовном уровне, хотя и занят разнообразной деятельностью.
Тот, кто действует, не стремясь наслаждаться плодами своего труда, обладает всей полнотой знания. Мудрецы говорят про такого человека, что все последствия его действий сгорели в огне совершенного знания.
Свободный от привязанности к плодам своего труда, всегда удовлетворенный и ни от чего не зависящий, он не совершает кармических действий, хотя и трудится не покладая рук.
Такой мудрый человек владеет своим умом и разумом, не считает себя собственником того, что ему принадлежит, и заботится об удовлетворении только самых насущных потребностей своего тела. Действуя таким образом, он никогда не навлекает на себя греха.
Кто довольствуется тем, что приходит само собой, кто никому не завидует, не обращает внимания на проявления двойственности этого мира и одинаково встречает успех и неудачу, тот, совершая действия, никогда не попадает в рабство их последствий.
Действия человека, который освободился от влияния гун материальной природы, утвердился в духовном знании и трудится только ради Меня, становятся целиком духовными, и все их последствия растворяются в Абсолюте.
Человек, целиком погруженный в мысли обо Мне, непременно достигнет духовного царства, ибо он полностью отдает себя духовной деятельности, в которой и жертвенный огонь, и все, что приносится в жертву, обладает одной и той же духовной природой, природой Абсолюта.
Одни йоги старательно поклоняются полубогам, совершая в их честь различные жертвоприношения, другие же приносят жертвы на огонь Верховного Брахмана.
Одни [идеальные брахмачари] приносят слух и другие чувства на огонь обуздания ума, а другие [те, кто ведет регулируемую семейную жизнь] приносят звук и другие объекты чувств на огонь чувств.
Те же, кто желает осознать свое истинное «я» путем обуздания ума и чувств, приносят деятельность всех органов чувств и само дыхание жизни на огонь усмиренного ума.
Одни обретают просветление, жертвуя свою собственность, другие — совершая аскетические подвиги, занимаясь практикой восьмиступенчатой йоги или изучая Веды ради обретения духовного знания. Все они строго хранят свои обеты.
Иные, чтобы войти в состояние транса, учатся управлять дыханием, принося выдыхаемый воздух в жертву вдыхаемому, а вдыхаемый в жертву выдыхаемому; в конце концов они полностью перестают дышать и погружаются в транс. Другие же, ограничивая себя в еде, приносят выдыхаемый воздух в жертву ему самому.
Все они, знающие истинную цель этих жертвоприношений, очищаются от греха и, изведав нектарный вкус их плодов, достигают вечной духовной обители.
О лучший из рода Куру, тот, кто не совершает жертвоприношений, никогда не будет счастлив на этой планете или в этой жизни, что же тогда говорить о следующей?
Все эти жертвоприношения предписаны Ведами, и каждое из них порождено определенной деятельностью. Зная об этом, ты обретешь освобождение.
О покоритель врагов, жертвоприношение, совершаемое с помощью знания, лучше, чем просто принесение в жертву материальной собственности. Но в конечном счете все жертвенные обряды приводят человека к трансцендентному знанию, о сын Притхи.
Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину.
Получив от осознавшей себя души истинное знание, ты больше никогда не впадешь в заблуждение, ибо это знание поможет тебе увидеть, что все живые существа — частицы Всевышнего или, иными словами, что все они пребывают во Мне.
Темы, затронутые в этом видео:
-
Нет выше закона чем Бог
-
Как победить вожделение
-
Милость Кришны и собственные усилия
-
Действие и бездействие
-
Непривязанность к плодам труда
-
Когда деятельность становится духовной
-
Жертва - путь к счастью
-
Вручить себя духовному учителю
-
Лучшее служение
-
Косвенная и прямая проповедь
Цитаты:
-
Духовная практика не означает, что мы просто соблюдаем регулирующие принципы и повторяем 16 кругов мантры. Мы должны ещё понять, что место Верховного занято. По-другому невозможно приблизиться к Богу, освободиться от материи. Только Бог - одно живое существо - свободно от всего. И если мы причастны к Богу через преданное служение, если мы принимаем Его положение, что Он чистый, неосквернённый, на Него не влияют гуны, Он не стремится ни к каким плодам, Ему ничего не нужно, Он свободен. Если мы понимаем эту вещь, мы становимся причастны к этой свободе. Бог имеет безграничную свободу, на кого угодно может распространиться Его свобода.
-
Преданные иногда ценят не бездействие. Милость Кришны не очень ценят. Ценят собственные усилия в практике: «Если я работаю много - я себя ценю, а если ты просто милость получаешь – ну кто ты такой?». Это всё ещё кармическое сознание, оно очень тонкое и глубокое. Это настолько глубокая природа - извлекать выгоду из собственных усилий. Собственные усилия - это как-бы доверенность на получение славы, собственности.
-
Как современные люди понимают действие? Должен быть какой-то плод, значит было совершено действие. Если нет результата, они говорят: «Это бездействие». Но всё наоборот. Мы должны так действовать в материальном мире, чтобы не иметь никакого материального результата - ни плохого, ни хорошего. Воздержание от материальной деятельности. Мы практикуем духовную деятельность. Что нас интересует на самом деле? Это духовный разум и качества.