Лекция «Наука воспитания детей». Часть 5.
Александр Геннадьевич Хакимов
«Наука воспитания детей». Часть 5.
Астана, 24.11.2014 г.
«Ребенок должен понимать суть вещей»
Итак, воспитание – это взаимоотношения, а не какие-то требования или результаты. Даже если ребенок не будет удачливым в каком-либо виде деятельности, – он должен любить. Любить мать больше, чем свою профессию. Или больше любить деньги, или карьеру, потому что любовь – это основа его жизни. Любовь к матери, любовь к Богу, любовь к Родине, – все это связано и находится на уровне божественных энергий. Поэтому, конечно же, ребенка воспитывают не в атеистическом и не в эгоистическом духе. Мы должны знать, как давать ему не религию, а Бога. В сознании, в сердце, в отношениях.
В каждом процессе есть три составляющих, которые на санскрите называются самбандха, абхидхея и прайоджана, – это очень важный момент. Самбандха – познание сути предметов и их функций, предназначения, взаимоотношений. Только после осознания положения вещей начинается процесс, деятельность, – абхидхея, практика, путь. Не зная сути и взаимоотношений, вы не можете начать действовать. Поэтому, прежде чем ребенок начнет действовать, он должен понимать суть вещей, законы природы. Например, дети, даже очень маленькие, очень хорошо понимают законы кармы – это и есть самбандха: что посеешь, то и пожнешь. Если в возрасте 5-7 лет вы дадите им представление о карме, то вы увидите, что они становятся очень ответственными за свои поступки. Их очень легко воспитывать. Но если дети не знают о карме, то трудно будет «вдолбить» им что-то, потому что если ребенок что-либо сделал втайне от всех, то для него нет разницы, плохо это или хорошо – ведь свидетелей нет. Он думает, что если он что-то скрыл, то реакции не будет. Но реакция все равно придет, потому что есть высшие силы, и мы не знаем, как это происходит, – это закон кармы.
«Поставьте себя в положения ученика»
Однажды я давал лекцию об уровнях сознания детям, первоклассникам или второклассникам. Там также присутствовали преподаватели, поэтому было сложно раскрывать эту тему. Я сомневался, что дети поймут меня, и удивился, когда они все поняли и задавали вопросы – точь-в-точь такие, как задают на лекции взрослые. Я убедился в одной вещи: духовные темы равно понятны всем – и детям, и взрослым. Если привести ребенка на лекцию, то он сможет понять настроение, атмосферу; он будет сидеть, слушать. Если интересно взрослым, то интересно и ребенку.
В Индии люди умеют учиться – там такая культура, в которой даже взрослые становятся как дети, когда учатся. Взрослый человек в позиции ученика превращается в ребенка, потому что так он начинает понимать. Когда идет лекция на русском языке, – на нее приходят индусы, сидят без переводчика и слушают два часа. Мне кажется, что они понимают язык, потому что они смеются, если все смеются, хлопают и восхищаются со всеми, а когда все серьезны, они точно так же серьезны. Потом они подходят и через переводчика благодарят за лекцию. Я спрашиваю: «А вы знаете русский?» Они отвечают: «Нет». «А как же вы слушали?» – спрашиваю я. Они говорят: «А мы слушали сердцем». Так и дети: не понимая языка, они слушают по-другому. Вот это культура. «Будьте как дети», – говорится в Библии. Это важный момент, потому что у детей можно многому научиться. Поэтому, прежде всего, поставьте себя в положение ученика перед ребенком, показывая, что вам тоже все интересно.
Удивительно, что такие замечательные наставления почти ни у кого не вызывают энтузиазма. Но разве можно что-то сделать, если не верить в такие хорошие вещи? К сожалению, лишь немногие могут применять эти знания на практике.
«Вы никогда ни над кем не совершите насилия»
Над разумом находится духовная платформа – сознание, «я» как личность. Это «я» – не взрослый и не ребенок, не мужчина и не женщина. С материальной точки зрения вы не определите, где это «я», это сознание. Сознание может быть в теле женщины, в теле мужчины, в теле животного, в теле растения – это одна и та же таттва, суть. Это подобно тому, как один и тот же человек, она и та же личность, может садиться в разные машины.
Если я сяду в автомобиль, то я поеду по дороге, а если я сяду за компьютер (это же тоже машина), то я никуда не поеду, но смогу добраться до других. В зависимости от типа машины моя личность будет проявляться по-разному. И также, если эта таттва, сознание, помещается в тело собаки – воплощается, рождается, то в этой машине оно ведет себя, мыслит и нюхает как собака. Оно пользуется этим телом, машиной. В теле дерева оно ведет себя как дерево, в теле человека – как человек. Это глубинная суть, тайна жизни. Познавая эту природу «я», вы никогда ни над кем не совершите насилие – это невозможно. Вы даже не наступите на червя на дороге, потому что вы увидите, что у него та же самая таттва.
В 90-х годах я разговаривал с одним с наемным убийцей – мне интересно, как психолог-самоучка я разговаривал с заключенными, в том числе с убийцами, хотя у меня нет специального психологического образования. Я задал этому убийце один вопрос, глядя при этом ему в глаза. Его глаза были холодные, как лед – я не забуду эти глаза и если увижу такие глаза у другого человека, то сразу пойму, что тот человек – убийца. Также я разговаривал с человеком, убившим своего отца. Его взгляд я тоже никогда не забуду, – обязательно узнаю его – такой опыт я получил.
И я спросил наемного убийцу: «Что ты чувствуешь, когда нажимаешь на курок?» Реакция была совершенно необычная, неожиданная. Он сказал: «Нет!!!» Я напрягся. Убийца продолжал: «Не нужно ни о чем думать, ничего чувствовать. Просто мишень – выстрелил и ушел, не оборачиваясь. Нужно просто забыть. Поймите, если я начну думать, что это живой человек, что у него есть дети, семья, мать, то я не смогу нажать на курок. Нужно забыть, что он – живое существо, и думать, что это просто мишень».
«Дети – природные йоги»
Поэтому ребенку нужно знать таттву: он – душа, и все остальное живое – такое же, как и он. Неважно, в каком теле – в женском, мужском, животном – все это живое, нужно уважать жизнь.
Если вы объясните ребенку законы кармы и реинкарнации, то он очень легко поймет их. В своих играх дети постоянно превращаются в кого-то, они постоянно реинкарнируют. По своей сути они – йоги, они способны к медитации. Можете ли вы сесть за стул, перевернуть табуретку, поставить перед собой другую табуретку, взять еще какой-нибудь предмет и за целый день или даже за час прожужжать всем уши? Вы не можете так долго заниматься такой глупостью. Вы можете подойти к дереву и разговаривать с ним? А ребенок может. И не просто может, он эффективен в этом.
Изучая поведение ребенка, можно понять, что их способы познания мира – это естественный метод йоги. Например, чтобы метать копье, вам нужно взять копье, выйти на стадион, предварительно изучив технику метания копья, и метать, измерять расстояние и т.д. Но вы можете сделать это и в комнате, и без копья, – при помощи медитации. Используя ту же группу мышц, вы просто медитируете, что у вас в руке копье, делаете замедленное движение, контролируете все это умом и достигаете большего эффекта, чем при тренировке с копьем. Сейчас футболистов, баскетболистов и других спортсменов обучают внутри школы, в кабинете, просто при помощи медитации. В центре йоги вы можете изучить что угодно, если есть квалицированные мастера. И дети умеют это делать.
Вы можете научить их чему угодно, потому что они – природные йоги, они способны вообразить, представить и пережить то, на что они медитируют. Что вы чувствовали, когда играли в войну? Или, когда вы играли в куклы, – это же был ваш ребенок. Так вы уже проживали, вы готовились к рождению ваших детей. Это были не просто игрушки. Поэтому иногда играйте в куклы и другие детские игры. Станьте ребенком вместе с вашими детьми – это очень важный момент, это и есть настоящее воспитание, когда вы живете вместе с ними. Если вы думаете, что играть с детьми в куклы скучно, то вы должны представить, что это не куклы. При правильной медитации, йоге, играть совсем не скучно, а очень интересно.
«Наш разум блокирует эти стремления»
Я помню, как был на сеансе гипноза, когда в город приезжал известный гипнотизер. Я еще учился в школе. На этом представлении была половина города. Это был гипнотизер Любавин, стодвадцатикилограммовый человек, который выходил на сцену, вызывал зрителей и командовал: «Ап, спать!» – и все шатались, как деревья, стоя на сцене. «Стоять, стоять», – продолжал он и делал с ними что хотел. Например, он говорил человеку: «Тебе 5 лет, вот тебе кукла, играй». Как играли эти люди! Это было что-то! Весь зал грохотал. Оказывается, люди знают и умеют все, что делали в детстве, у каждого из них есть способность играть. Но наш разум блокирует эти стремления, потому что играть не принято, так не бывает, это бесполезно, – и мы в это не верим. Это просто блок. Взрослый человек – это просто скукота для ребенка. Где же здесь воспитание? Ему скучно от игры, а ребенку скучно с ним.
Я вспоминаю, как в детстве бегал по улице. В 11 лет я никогда не ходил пешком, передвигался только бегом. Если впереди была лужа, я перепрыгивал ее, а взрослые, которые шли по той же дороге, обходили лужу. Я думал: «Как это странно, почему они обходят ее – ведь нужно разогнаться и перепрыгнуть!»
Я видел очень серьезные выражения их лиц – какие-то опущенные, без эмоций, безжизненные, с сигаретой во рту, – они шли на работу. Я хорошо помню этот момент, который меня сильно разочаровал, – будто мои глаза открылись. Я подумал: «Нет, я никогда не стану таким». А потом я подумал: «А вдруг стану? Ведь я же повзрослею, я же вижу, что все взрослые делают так. Наверное, я тоже стану таким». Я испугался. Помню, как дал себе обет, обещание на всю жизнь: никогда не забывать этот момент, не становиться таким и всегда прыгать через лужи, даже если стану взрослым.
Я помню это обещание до сих пор, – так серьезно я к этому отнесся. Но сейчас я не прыгаю через лужи. Нет, иногда прыгаю, когда они небольшие, а вокруг никого нет – когда разум свободен от какого-то контроля. Это очень важный момент: иногда нужно прыгать через лужи.
«Кто кого, нас больше»
Также я помню, как нас воспитывали школе. В пятом классе мальчики и девочки уже начинают общаться, интересоваться друг другом. Когда им 11 лет или чуть больше, воспитание идет уже сложнее. Детей в этом возрасте нужно разделять на два пола, но в современных школах мальчики и девочки учатся вместе, поэтому обучать их сложно. У нас в пятом классе русский язык был отвратительным, противным предметом – хуже не придумать. И все потому, что была очень скучная «училка». Нужно было учить окончания и многое другое, а она ругала, требовала – нам все это было неинтересно. Тогда мы всем классом опустились до двоек по русскому языку. Это было настоящее ЧП, собрался педсовет, чтобы обсуждать наш класс: что делать с этими детьми: расформировывать ли класс, если в нем никто не успевает?
В итоге они приняли радикальное решение – вызвали из Гороно (городского отдела народного образования) женщину-педагога, которую когда-то за очень большие заслуги сняли с работы в школе и повысили. Ее поставили на более высокую должность в образовании, потому что она хорошо проявила себя как педагог, и она больше не преподавала. Но она была известным преподавателем, ее специально сняли с должности в Гороно, чтобы она подтянула наш класс. Ее предупредили: полная неуспеваемость, все дети в классе принципиально не занимаются русским языком.
Я помню, как она пришла к нам – подтянутая, как солдат, с узко сжатым ртом; она посмотрела на нас так же смело и профессионально, как удав на кролика. Мы тоже стали изучать ее, во что бы то ни стало рассчитывая найти ее слабые места. «Кто кого, нас больше». У нас уже была круговая порука, мы все были заодно и не хотели русского языка совсем – что она сделает с нами? Она дала нам задание по русскому языку, а потом на следующем уроке стала проверять тетради: «Так, не сделал урок, ты тоже не сделал урок, и ты не сделал урок, и ты не сделал урок… Хорошо, даю тебе десять упражнений на следующий день, сделай их все». Все подумали: «Ничего себе! Конечно, он не сделает, никто этого не сделает!» Конечно, он принципиально не хотел ничего делать. Следующий урок: не сделал – сделаешь двадцать упражнений.
Так она дошла до тридцати упражнений, говоря при этом о дружбе, о мужских качествах, о героях, о волевых людях, которые знают честь, знают долг... Она говорила так, что этот ребенок стал страдать, испытывая давление своих не сделанных упражнений и морали, которую давала учительница. Он испытывал страдания один – до остальных не дошло. Она работала с ним одним у всех на виду. Все затаили дыхание, думая, кто кого победит. Они уже начали переживать друг за друга: «Какая жестокая училка, тридцать упражнений! Да тут даже одно упражнение не сделать, а она дает тридцать! С ума сошла, что ли?» Все говорили: «Ей-Богу, надо пойти жаловаться директору или родителям».
«Проводник знания – отношения, любовь, понимание»
Я помню, как она добилась своего. Тот мальчишка (это был мой друг) почти не спал ночью, пришел на урок, бросил на стол тетрадь, заревел в голос и выбежал из класса. Она открыла тетрадь: «Так: раз, два, три…» Она не считала ошибки, а считала упражнения. Он сделал двадцать восемь упражнений – не тридцать, но двадцать восемь. И в классе воцарилась мертвая тишина. Но она стала его прославлять: «Это – мужчина, он не подведет!» И все сразу захотели сделать по тридцать упражнений и потребовали: «Дайте нам задание, много упражнений!» Они сами стали листать книгу и учить русский язык.
На следующем уроке все хотели скорее отчитаться, у всех были готовы упражнения, а она вообще не смотрела на них, но с этого момента стала читать нам книги. Эта учительница проникла нам в сердце, поняла нашу суть, дошла до этой глубины. И как только мы это почувствовали, мы так привязались к ней, что она пошла с нами в поход по горам и лесам. Все забыли про то, что русский язык – сложный предмет. Если есть хорошие отношения, то это не сложно – делать то, что нужно. Но когда отношений нет, то вы ни на что не способны. Это не трудно – простые, элементарные знания. Но проводник знания – отношения, любовь, понимание. То, что вы знаете – это ваше, но не претендуйте на то, что вы не знаете, не навязывайте этого, сначала познайте сами.
Ссылка на 1 часть
Ссылка на 2 часть
Ссылка на 3 часть
Ссылка на 4 часть
-
Веды
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Читать далее -
Книги
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Читать далее -
Лекции \ Семинары
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
Читать далее -
Храм Ведического Планетария
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читать далее