"Природа творчества". Часть 5
Александр Геннадьевич Хакимов
«Природа творчества». Часть 5.
«Существует ад или нет?»
Раньше я не верил в ад. Нас учили в школе, что ада нет, потому что шахтеры копали землю и его не нашли. А космонавты летали в космос и не видели Бога. Мы убедились, что ада нет, что это просто страшилки для детей. Наука не верит в ад. Но когда я стал изучать Веды, то нашел там описание ада. Я только начал изучать Веды и подумал: «Возможно, это описание следует понимать образно, а не буквально». У меня было недоверие, но я думал: «Как же мне понять, существует ад или нет?» В ответ на мои мысли я получил доказательство и коротко расскажу эту историю.
Был конец 80-х годов, я был совсем молодым и еще многого не понимал. Но на нашу программу, где мы читали «Бхагавад-гиту», пришел один новый, незнакомый человек. Мы сразу замечали новых людей, если они интересовались «Бхагавад-гитой». У него был очень гротескный образ: прямые длинные волосы, орлиный нос, выпуклые мигающие глаза, постоянно смотрящие в одну точку, вытянутый вперед подбородок. Он просидел в углу, глядя в одну точку, всю нашу встречу, не задавая вопросов и ни на кого не глядя. Все заметили, что этот человек немножко со странностями. Но вечером, когда я пришел домой, раздался телефонный звонок.
«Необычный звонок»
– Здравствуйте.
– Здравствуйте.
– Я сегодня был на вашей программе.
– Да, я вас видел. Вы хотите о чем-то спросить?
– Да, у меня вопрос.
– О, хорошо. Спрашивайте, давайте поговорим.
– Скажите, ад вечен?
Я не был уверен в существовании ада, но я знал его описание. Я сказал: «Нет, ад не вечен». Я хотел раскрыть ему эту тему, но он сказал: «Большое спасибо!» И положил трубку. Это был странный звонок.
Ровно через сутки, в это же время, телефон снова зазвонил:
– Здравствуйте.
– Здравствуйте.
– Я вам вчера звонил.
– Я помню.
– У меня к вам вопрос. Скажите, ад вечен?
– Нет. Я постараюсь объяснить. Вы знаете, что такое карма?
– Я что-то слышал об этом.
– Это как тюрьма: вы попадаете туда, если заслужили. Но тюрьма не вечна: срок закончится, и вы выйдете. Точно так же работает и ад.
– Большое вам спасибо!
Этот интересный человек снова положил трубку и позвонил ровно через сутки:
– Здравствуйте.
– Здравствуйте.
– У меня к вам вопрос.
– Слушаю.
– Ад вечен?
– Я же сказал, что не вечен. Когда карма кончается, кончаются и страдания.
– А почему тогда христиане говорят, что ад вечен?
– Это образно. Если вы идете к зубному врачу, вам говорят: «Потерпи 30 секунд». Но эти 30 секунд подобны вечности, правда же? Когда вам нужно терпеть очень много боли, и это длится, например, год, как вы переживете год такой боли? Для вас он будет подобен вечности. Поэтому на вратах ада написано: «На спасенье не надейся», «вечный ад». Вы проживете одно мгновение как несколько лет. Но карма кончится и все.
– Большое вам спасибо!
Мой собеседник снова положил трубку и перезвонил на следующий день:
– Здравствуйте.
– Здравствуйте.
– У меня вопрос.
– Я уже знаю ваш вопрос. Теперь у меня к вам вопрос. Почему вы постоянно говорите про ад. Я уже все вам объяснил. Почему вы боитесь этих вещей? Что с вами случилось?
Я стал говорить с ним на разные темы и понял, что он нормальный человек. У него есть работа и когда-то была семья. Но он ответил:
– Понимаете, я был в аду.
Из трубки повеяло каким-то холодком. Моя жена находилась рядом и все слышала. Она почувствовала это напряжение.
Мой собеседник продолжал:
– Я хочу встретиться, приходите ко мне сегодня вечером.
– Хорошо, я приду.
«Творчество в низших гуннах»
Ради науки я был готов пожертвовать своей жизнью. Мне нужно было понять, есть ад или нет. Но моя жена встала в дверях и сказала: «Туда ты не пойдешь. Не пущу. Куда угодно, но туда ты не пойдешь!» По этому звуку мы стали чувствовать, что этот человек что-то пережил. Я сказал: «Я пойду, не перечь!» Но уже по пути думал: «Жаль, что она меня не остановила. Были бы женщины сильнее – было бы спокойнее». Мужчине нужно показать свою силу, смелость – но нередко он нарывается. А женщины все чувствуют. Я шел туда со страхом, от этого разговора мне было не по себе.
Это был питерский старый фонд, желтые дворы-колодцы времен Достоевского. Габаритные двери, первый этаж. Я вошел в темную подворотню, где солнечного света не было уже сотню лет, и нажал на звонок. Раздался скрип, дверь открылась, но на пороге никого не было. Мне стало жутко, но, опустив глаза ниже, я увидел маленькую сгорбленную старуху в ночной рубашке. Она подняла голову и сказала: «Заходи», после чего исчезла в непроглядной тьме. Я вошел, но не понимал, куда идти дальше. Вокруг была тишина. Постепенно мои глаза привыкли к темноте, и я увидел зеркало, портьеры, коридор, а за ним комнату. В комнате стояло кресло, в нем спиной ко мне сидел этот человек. Длинные волосы, горбатый нос на фоне зашторенного окна. Он мигал глазами, глядя на кресло напротив, и ожидал, что я сяду в это кресло. Я подошел к креслу, понимая, что это место для меня – никуда не денешься, карма, – и сел. Он рассказал мне все очень подробно. До этого я читал «Крошку Цахес». Это произведение похоже на сказку, но с колдовским уклоном, с какой-то чертовщиной. Не просто сказка – писатели того времени знали черное искусство, тонкие измерения. Все они были связаны с адскими формами жизни, с духами, приведениями и всем подобным. Это творчество в низших гунах.
«Не хочу больше в ад»
Некоторые люди любят «ужастики», где показывают отвратительные вещи. Это тоже искусство, но черное. Оно не возвышает человека, а возбуждает его чувства, беспокоит его, вызывает страх. И то, что мне рассказал мой собеседник, я уже слышал и читал, даже в Ведах. Но он не читал этих книг, а просто знал это по опыту. Я попросил его рассказать, что такое ад, что он там видел.
– Там написано на воротах: «На спасение не надейся». И я оказался там.
– И что там с тобой делали?
– Одна из наиболее страшных вещей – меня вколачивали в камень.
Я думал: «Откуда он все это знает?»
– Другая вещь – меня душил змей. Несколько суток я был в железных кольцах, а врачи говорили, что у меня судороги. Но несколько дней я был скукожен, опутан этим змеем.
– А что с тобой было до этого?
– Я пил. У меня был алкоголизм. Я провалился в это состояние у сфинксов, прямо у Невы, и потом попал в больницу. Врачи что-то кололи мне, вытягивали меня, но это было невозможно. Я больше всего на свете боюсь снова попасть в ад. Я это пережил. Скажи, что мне делать? Можно ли не попадать туда?
– Конечно можно. Слушай внимательно. Я читал об этом в Ведах и сам практикую – это работает. Не ешь мясо, рыбу и яйца. Не пей больше ни капли. Не надо никого обманывать, играть в азартные игры. И никакого незаконного секса. Повторяй вот эту мантру, медитируй на нее.
«Творчество в страсти»
Он стал следовать всему, что я сказал, но не из-за того, что он хотел познать Абсолютную Истину, творчески возвыситься или обрести счастье, а просто из животного страха. Но самое поразительное было то, что он не мог соблюдать все эти принципы даже под страхом ада. Он нарушал их потому, что не соприкасался с красотой.
В нашей жизни может быть много творчества, но если мы не соприкасаемся с истинной красотой, то наш образ жизни не изменится. Нас просто будет возбуждать какое-то творчество. Творчество может быть в невежестве, страсти и добродетели. Творчество в страсти в итоге пробуждает невежество. Например, когда женщина выходит на сцену, раздевается догола, просто танцует перед вами – как умеет, бездарно. Всем зрителям нравится ее выступление, у нее есть успех – все в шоке. Но результат ее деятельности – бесстыдство, невежество. Так происходит переход из страсти в невежество. А в невежестве бесстыдство переходит в кривляние, извращенные слова и дурачества.
Мы видели, что иногда, в сложных жизненных обстоятельствах, люди начинают дурачиться и кривляться. Они больше не верят в жизнь, становятся циниками и падают в невежество. Так происходит потому, что эти люди действуют в страсти. Практически все современное искусство основано на сексе. Немногие сейчас пишут вещи, подобные тому, что писали Бах, Бетховен, Штраус, Чайковский. Немногие сейчас строят такие храмы, как строили в Риме или подобные Нотр-Дам-де-Пари. Кто сейчас пишет такие картины, как Леонардо да Винчи? Его произведения хранятся в Лувре, нет ничего равного «Джоконде». Почти никто не создает и не умеет создавать шедевры, поскольку большинство людей заняты деятельностью в страсти.
«Озарение из творчества»
Я был в зале современного искусства и увидел представленную обнаженную натуру, женщину в разных позах. Результат такого искусства – тамас, поскольку оно возбуждает и отнимает разум и энергию. Творчество должно соединять, оно должно не отнимать энергию, а давать мощное вдохновение. Красота дает огромную силу, огромный «заряд батарей»! Когда люди соприкасаются с живой красотой, то они плачут и обещают себе, что никогда больше не будут ругаться матом и пить. Они начинают говорить: «Никогда больше не буду убивать или унижать кого-либо». Так происходит не потому, что их кто-то обвинил в содеянном, а потому, что они соприкоснулись с чистым искусством. Благодаря этой чистоте люди сами видят себя, как в зеркале. Никто не критиковал их и не говорил, что они плохие. Они сами видят это.
Когда человека охватывает озарение, то он начинает осознавать себя. Обычно он горько плачет и начинает новую жизнь. Нам очень важно заниматься творчеством. Все люди должны быть творцами. Не так, как в футболе, где 22 человека бегают, а тысячи людей просто смотрят, болеют и критикуют всех. «Судью на мыло, вратаря тоже, никто никуда не годится». Однако ни один из зрителей не способен пробежать по полю с такой скоростью даже без мяча.
«Люди стали грубее»
Мы привыкли превращать искусство в зрелище и развлечение. Мы ожидаем, что кто-то на сцене будет нас развлекать. Но где же наше творчество? Каждый человек должен уметь творить. Каждый дворянский ребенок умел рисовать и играть на музыкальных инструментах. Лев Толстой был таким удивительным человеком потому, что он был очень чувствительный к красоте. В его биографии говорится, что молодой Лев Толстой всегда отказывался, когда его просили сыграть на рояле. Естественно, как граф, он умел играть на рояле, умел рисовать, писать, излагать свои мысли каллиграфическим почерком. В то время все владели этим искусством, с этого все начиналось.
Когда в светском обществе Льва Толстого просили сыграть на рояле, он всегда категорически отказывался. Но его очень сильно просили и, в конце концов, заставляли сыграть. Он садился за рояль, опускал пальцы на клавиши. Сыграв несколько аккордов, он начинал плакать, его начинало трясти, он хватался за голову и с криком убегал. Так влияла на него музыка.
Известному писателю Стендалю, когда он приехал во Флоренцию, просто рассказали, какие великие шедевры там хранятся, и он потерял сознание, только услышав это. Невероятно, какой чувствительный интеллект был у людей! Сейчас, когда мы имеем дело с боями, сексом и рекламой, на которых построен современный кинематограф, наш разум становится грубее и теряет чувствительность.
Поэтому человеческая культура и творчество должны скрывать то, что возбуждает наш ум. Когда возбуждаются нижние центры, то высшие центры отключаются, а если постоянно возбуждать нижние центры, то верхние атрофируются. Так, под воздействием алкоголя и мяса, все тонкие центры атрофируются. А наша задача – восстановить их. Для этого требуется творчество, импульс, с их помощью человек может вдруг пробудиться, открыв свои тонкие энергии.
«Понять язык творчества»
Подобное было со мной в Калакшетре, в глубинке Южной Индии. Моя дочь училась там древнему классическому танцу «Баратнатьям» в школе, где сохраняются древние традиции. Она проучилась там 2 года, а затем мы приехали к ней, и я полгода жил там с семьей. В то время проходил фестиваль Калакшетры, на который приглашали гостей и спонсоров, которые поддерживают эту школу. В рамках фестиваля показывали сцены из «Рамаяны», «Шримад-Бхагаватам» и других Пуран.
Стиль катхакали – это очень необычная вещь. Актер, мужчина, надевает короткую гамчу и начинает разрисовывать все свое тело различными узорами. Это занимает долгое время и требует внимания, но рисунков не будет видно. Сверху надевается платье, затем юбка, а на голову – большая корона. Лицо актера раскрашивается, а в глаза ему закапывается сок особого растения, отчего белки становятся красными. Таким образом, на сцену выходит живая кукла, чьи глаза почти не двигаются. Актеры изучают особые движения и пластику, чтобы в течение трех часов показывать лилы.
Сначала вы в шоке – вы никогда такого не видели, – но через какое-то время думаете: «Ну что это такое, глаз туда, глаз сюда?» Вы не понимаете языка этих движений. Полчаса я терпел, думая: «Боже мой, когда это кончится?» Выступление продолжалось 3 часа, сюжет был мне знаком, я читал эту историю в Пуранах. Но я прочитал ее за полчаса! Что можно показывать целых 3 часа? И тогда я начал думать о том, что он сейчас показывает, о чем он говорит – ведь я знаю эту лилу. Вдруг я начал понимать, о чем идет речь. Это было самое начало. Вот один герой говорит другому, а тот отвечает. А вот этого я не читал. Оказывается, они еще столько говорили друг другу! Я начал понимать язык представления и не заметил, как прошло 2,5 часа. Я никогда не испытывал подобного, я словно попал в другое измерение, когда понял язык представления! Если человек не умеет читать, то долго ли он сможет просидеть за книгой? Сможет он просидеть 3 часа? А если человек умеет читать, он может читать ночь напролет. Чтобы понимать язык творчества тоже нужна подготовка.
«Нужно возвышать творчество»
В большинстве своем современная молодежь активирует нижнюю чакру, слушая простой ритм, соответствующий ритму сердца при возбуждении: «Бум, бум, бум». Им нравится такая музыка. Но затем нужно возвышать творчество. Разумеется, в творчестве используются разные элементы, и все чакры должны участвовать, – но в меру, без злоупотребления. В противном случае, когда нижние чакры активируются постоянно, то начинается эксплуатация, и получается уже нечто искусственное, запрещенное. Можно коснуться низших энергий, но затем подняться выше. А в результате необходимо оказаться на самом верху и остаться там. Тогда вы достигнете цели, очиститесь, и низшие сферы больше не будут мешать вам продолжать свою жизнь.
Значение творчества, особенно звука, очень велико. Изображение также должно соответствовать звуку, настроению. Необходимы театр, музыка, всевозможные постановки. Есть даже спектакли о душе и Сверхдуше. Мы не видим душу своими глазами, но, тем не менее, возможно показать и этот образ. Возможно, он будет соответствовать нашему образу, а может быть и нет. Тем не менее, в любом театре, в любом искусстве обязательно есть пространство для нашего образа.
Ссылка на часть 1
Ссылка на часть 2
Ссылка на часть 3
Ссылка на часть 4
Лекция в аудио и видео формате:
https://www.ahakimov.com/archive/priroda-tvorchestva--kiev-2016.html
-
Веды
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Читать далее -
Книги
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Читать далее -
Лекции \ Семинары
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
Читать далее -
Храм Ведического Планетария
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читать далее