Лекции и книги Александра Хакимова

Если нет смысла во всех внешних действиях человека, тогда смысл должен быть внутри самой личности.

Александр Геннадьевич Хакимов

"Пробуждение души". Часть 2


"Пробуждение души". Часть 2

Встреча Александра Хакимова с Радхарани Менкибаевой.

«Пробуждение души». Часть 2.

17.08.2021, г. Алматы.

Радхарани Менкибаева: Что можно ответить ребенку про Бога?

Александр Геннадьевич Хакимов: То же самое, что взрослому. Я тоже думал, что детям нужно говорить как-то упрощенно, они же не понимают. Нет, они понимают, даже больше. Может быть, не интеллектом, а сердцем, поскольку у них есть природная чистота. Вот почему так важно хранить целомудрие – это возможность понять то, что сложно или даже невозможно понять по-другому. Допустим, взрослого научить чему-то новому, например, языкам, труднее, а ребенок рождается и через год-полтора уже говорит сам по себе. В чем же секрет? Это природная чистота ума и сердца от низменных желаний, возбуждения и всех материальных оценок.

Когда сердце чисто, человек учится великим вещам очень быстро, поэтому ребенку мы говорим о Боге прямо уже с пяти лет, и он это чувствует. Возможно, он не сможет объяснить, но он реально почувствует присутствие Бога через того, кто говорит о Боге. Так что это несложно. Мы с моей женой воспитали дочь, читали ей книги о Боге сразу, как только она начала просить что-то читать. Читали книги с историями об играх Бога. Я еще думал, что, может быть, ей это сложно, может, ребенку нужны такие произведения, как «Мойдодыр» или «Черная курица», или сказки Андерсена. Я пытался читать эти книги, но она проявляла к ним меньше интереса и все больше и больше просила читать про игры Бога. Так она всю жизнь читает эти книги, и у нее есть врожденная вера.

Радхарани Менкибаева: Вопрос про общение со старшими: «Как не попадать под влияние других и сохранять свой стержень? Как быть уверенным в правильности своих позиций? Как под натиском старших и в пропаганде, в подчинении или послушании сохранять свою позицию без конфликтов? Как выживать в обществе, где не принимают людей, стремящихся использовать свой разум, а не слепое следование?»

Александр Геннадьевич Хакимов: Так тоже можно запутаться, наш разум тоже может обмануть. Скажем, я не слушаю того или иного человека, потому что хочу жить по-другому. Но где гарантия, что мои желания правильные? Я тоже ошибаюсь, как и все, я также принимаю ошибочные решения. Учиться у старших – правильно, с одной стороны, но неверно, с другой стороны. Поэтому мы учимся не у старших, мы не учимся ни у кого, кроме Бога.

Есть преемственность, и если мы говорим о старшинстве, то что определяет старшинство? Недостаточно просто возраста, хотя мы уважаем старших по возрасту. Старший всегда должен знать истину. Он может быть глупым, больным или немощным – дело не только в годах. Бывает, что человек занимает высокое социальное положение по отношению к нам, но у него может не быть духовных знаний, он может не знать истину.

Главный критерий старшинства – это как раз духовные знания, и вот таких старших, обладающих большими духовными знаниями, мы слушаем, потому что их знания безошибочны. Все материальные знания применимы к определенному моменту времени, но когда время меняется, то меняется наука, меняется знание, меняется образование. Мы живем во время именно таких перемен. Мир, который называется на санскрите джагат, меняется каждую секунду, но духовные знания остаются неизменными, и этим они отличаются. Духовные знания – это вечные ценности, вечные принципы, их нужно знать очень хорошо, и они изначально исходят только от Бога. Поэтому мы учимся у Бога, и те, кто больше предан Богу, являются нашими старшими.

Радхарани Менкибаева: Как мы можем учиться у Бога?

Александр Геннадьевич Хакимов: Через священные книги, через пророков, через святых. Есть огромное количество возможностей.

Радхарани Менкибаева: Как помочь мужу, как вдохновлять его, и как помочь ему раскрыться?

Александр Геннадьевич Хакимов: Вопрос не раскрыт до конца. Жена и муж по определению очень близки, и, поскольку это близкие люди, они должны быть откровенны, открыты друг перед другом. Поэтому нужно пояснить, что конкретно имеется в виду, в чем закрыт человек, что случилось, почему и в чем он не доверяет вам? Если не раскрывается перед вами, то почему? Нужно узнать конкретную ситуацию.

Радхарани Менкибаева: Вопрос подростка: «Как стать идеальным мужем и мужчиной?»

Александр Геннадьевич Хакимов: Идеальным не получится, даже не пытайтесь, идеален только Бог, и Его никогда невозможно описать до конца – никаких хороших слов не хватит. Если мы даже соберем все самые лучшие термины, то все равно не сможем описать Его – настолько Он хорош.

Поэтому нельзя стать идеальным домохозяином, семейным человеком или мужем. Может быть, есть такие критерии, есть даже глава в «Бхагавата-пуране», которая так и называется «Идеальная семейная жизнь». Там написано, что это такое, какие есть правила и предписания для мужа и жены. Если сказать коротко, то идеальный человек – это идеальный муж, идеальный отец, идеальный сын. Тот, кто предан Богу без остатка, считается идеальным человеком, поскольку он действует как инструмент Бога. Такой человек будет хорош и во всем остальном.

Дело в том, что без Бога не может быть дхармы. Дхарма означает «твердый долг» или «обещание», «обет соблюдать что-либо». Без Бога обеты не могут быть твердыми, без Бога обеты временны. Как, например, больной человек идет к врачу, и врач говорит: «У вас больная печень, вам нужна диета, вы должны ограничить себя в какой-то пище. Она вкусна, приятна, но сейчас вы должны наложить запрет на ее употребление. Обещайте, что не будете есть, скажем, жареное – то, что вы любите. Тогда я буду лечить вас». Во время лечения человек дает такой обет под страхом болезни: «Я не буду есть».

Но до какого времени он будет его соблюдать? Пока не выздоровеет. Затем он снова примется за старое. Это пример того, как все наши обеты, долг, обещания в материальном мире имеют временный характер. Но если вы даете обеты перед Богом, то они имеют вечную природу. Если вы вегетарианец перед Богом, то вы пожизненный вегетарианец; если перед Богом вы трезвенник, то будете пожизненным трезвенником, вам нетрудно будет соблюдать такой обет, потому что именно обет перед Богом дает человеку могущество и силу исполнять свою роль.

Без Бога человек теряет силу и смысл. Он задается вопросом: «Ради чего?» Мои сверстники говорили: «Бросить курить? А ради чего? Разве есть что-то выше этого? Ничего же нет, жизнь такая обычная: работа, дом. А так я получаю какое-то удовольствие: могу выпить, могу покурить. Если я от этого откажусь, то ради чего? Просто ради безвкусной жизни, чтобы она стала еще более обычной?» Но если у вас есть более высокий смысл жизни, то вы можете отказаться от вредных привычек естественно. Если есть вкус выше, чем курение или алкоголь, то вы сами естественно выберете этот высший вкус, который дают отношения с Богом. Это не фанатизм, не просто страх перед Богом, а определенный вкус, утраченный в нашем мире. Сейчас люди знают, что такое вкус алкоголя, но они не знают, что такое вкус Бога, и поэтому они иногда не понимают, о чем мы говорим и зачем нам нужны запреты.

Радхарани Менкибаева: Вопрос как раз про вкус к развитию отношений с Богом: «Как развить любовь к Богу?»

Александр Геннадьевич Хакимов: Не сразу. Любовь к Богу уже по определению есть в сердце человека, но она дремлет. Она может пробудиться, но иногда пробуждается так, что человек попадает в ловушку ложной любви. Как рыба клюет на блесну: видя перед собой маленькую рыбку, она хватает ее, а там – крючок. Точно так же материальная любовь – это блесна, отражение света настоящей любви, находящейся не в женщине или мужчине, которых мы ищем, а в глубине нашего сердца.

Это наша природа – любить, любить Бога, и пробуждается она через преданное служение. Как описать, что такое любовь? Это чувство, которое внешне проявляется как служение. Вот юноша влюбился в девушку. Что он делает? Он пойдет и купит цветы, купит ей конфеты, спросит, что она хочет. Он, естественно начинает делать что-то для нее и так выражает свою любовь. Она чувствует любовь и так же отвечает ему – между ними идет определенный обмен, взаимное служение.

А если нет любви, и девушка говорит: «Купи мне конфеты, купи мне цветы, своди меня в кино», то юноша отвечает: «С какой стати ты просишь меня об этом? Кто ты мне такая вообще?» Если нет любви, то это выглядит странно, правда же? Но если есть любовь, то, если даже она и не заказывает, он спонтанно начинает выполнять ее желания.

Так мать служит детям, муж – жене, жена – мужу, пока есть любовь. Любовь уходит – уходит и служение. Как же пробудить эту любовь? В Коране говорится: «Не любовь важна, а забота». Через заботу друг о друге люди начинают ценить друг друга, дружба скрепляет любовь, и так она проявляется. Например, в ходе боевых действий, когда солдаты выносят друг друга, раненых, с полей сражения, спасают жизни, рискуют друг для друга, они на всю жизнь остаются друзьями. Они делали такое бескорыстное служение, жертвовали собой, и это сильно сближает души людей.

Так и связь с Богом пробуждается, когда мы начинаем делать что-то для Него – то, что Он хочет. Но если Он чего-то хочет, то Его желания приносят благо всем. Наши желания, возможно, приносят благо нам самим, но не всем, а может быть, еще одному-двум людям, нашей семье. Но желания Бога – это благо для всех. Поэтому человек, который служит Богу, приносит благо всему обществу.

Радхарани Менкибаева: Как понять, что хочет Бог?

Александр Геннадьевич Хакимов: Нужно узнать об этом через духовного учителя или спросить у Него: «Бог, чего Ты хочешь?» Но Он не отвечает. Если я сейчас спрошу, то навряд ли услышу голос с неба. Как же я узнаю, чего Он хочет? Есть правила и предписания, описанные в Ведах, о том, как служить Богу, что конкретно нужно делать для Него. Они очень простые.

Например, как мы обучаем ребенка: если ему что-то дают, какие-то угощения, то его учат благодарить. Допустим, знакомый отца дает ему конфету и говорит: «Вот тебе конфета». Тогда отец говорит ребенку: «Что нужно сказать?» Тот молчит, не зная, что надо сказать, да и вообще сомневаясь в том, что нужно говорить что-то еще – ведь он уже получил конфету. У детей есть природный эгоизм, они не понимают этого, а отец настаивает: «Нет-нет, так нельзя, нужно сказать в ответ спасибо, поблагодарить – давай, говори!»

Это правила и предписания, о которых я могу не знать, могу быть не расположенным к ним: конфета есть – все, цель достигнута. Но вот есть требование отца, и я, стесняясь, говорю: «Спасибо». Я еще не знаю зачем, но я вижу, что человек счастлив, и я тоже счастлив – мы как-то сближаемся. Правило этикета как-то сближает нас, хотя это всего одно слово. Это бытовой пример, знакомый нам, и в Ведах есть много интересных правил, следуя которым, мы можем чувствовать счастье в служении Богу, чувствовать Его присутствие.


Ссылка на часть 1

Ссылка на видео и аудиоверсию статьи:
https://www.ahakimov.com/archive/2021-08-17-almaty-vstrecha-s-radharani-menkibaevoy-probujdenie-dushi.html

Веды в печатном формате и книги Александра Хакимова: https://www.ahakimov.com/books.html

Бхагавад-гита как она есть является квинтэссенцией ведической мудрости. В этом произведении с сжатом виде изложены основные идеи древнеиндийской философии, включающие закон кармы и перевоплощения души.
Купить книгу "Бхагавад - гита как она есть":
https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/bhagavad-gita-kak-ona-est.html

Читать на сайте: https://www.ahakimov.com/vedic/vedy-v-tekstovom-formate/bhagavad-gita_28/vvedenie.html

Аудиокнига «Бхагавад-Гита как она есть» (А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада):
https://www.ahakimov.com/vedic/vedy-v-audio-formate-rus/online-bhagavad-gita.html

Что такое «душа»? Чем она отличается от «личности»? Почему человек в поиске себя самого неизбежно сталкивается с необходимостью осознать Личность Бога? На эти и многие другие вопросы дает ответ новая книга известного в России и за рубежом специалиста по ведической культуре Александра Хакимова (духовное имя – Чайтанья Чандра Чаран дас).
Купить книгу Александра Хакимова «Возрождение души. Таинственная природа личности»:
https://www.ahakimov.com/books/knigi/vozrojdenie-dushi-tainstvennaya-priroda-lichnosti.html


Интересно знать..
  • Веды
    Веды
    Веды

    В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества

    Читать далее
  • Книги
    Книги
    Книги

    Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.

    Читать далее
  • Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары

    Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.

    Читать далее
  • Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария

    В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.

    Читать далее