"Семь ключевых навыков человека будущего". Часть 2
Семинар Александра Хакимова
«Семь ключевых навыков человека будущего». Часть 2.
27.07.2022, г. Сочи.
«Когда может быть равенство?»
Когда между бедным и богатым нет зависти, тогда мы называем это равенством. Но когда это может быть? Разве такое может быть? Да, когда между ними есть правильные взаимоотношения. Вот в чем секрет отсутствия зависти. Если у вас есть какой-то ресурс знаний, силы, или денег, то это предназначено для поддержания себя и для служения другим. Если вы только поддерживаете себя – значит, присутствует зависть. Если вы стремитесь в жизни только к личному благополучию, то вы еще не рождены дважды, зависть еще есть, потому что зависть – это синоним злобы, раздражения, ненависти и антоним любви, сострадания. Это нечто противоположное состраданию; зависть переходит в жестокость, порождает злые слова, недобрые отношения, недоверие, страх отношений.
Женщина делает аборт, и это тоже зависть – зависть к рождению ребенка. «Я потеряю свободу, – думает она. – Я не хочу, чтобы у меня кто-то отнимал свободу. Я его даже не знаю – пусть лучше его не будет». Бывают и другие причины, но все они – тонкие или грубые проявления энергии зависти. Как же победить этот порок, который омрачает нашу жизнь и присутствует в сердце каждого рожденного человека? Веды объясняют, что сильнейшее лекарство от зависти – бескорыстное служение.
Все богатые люди в далеком прошлом, особенно до Кали-юги, нашей нынешней эпохи, много занимались благотворительностью. Для этого и было предназначено богатство. Они даже соревновались в благотворительности – кто больше сделает добрых дел.
А если человек обладает большими знаниями, то они предназначены для всех. В советские времена был киножурнал, были научно-популярные журналы. Если ученые что-то открывали, что-то познавали, то их открытия тут же публиковались в этих журналах, и так знание распространялось. Так люди получали знания из области истории, физики, математики, литературы и так далее. Знание должно быть достоянием каждого и каждому оно необходимо.
«Жизнь в полном целом»
А человек, обладающий властью, великий политик, не должен присваивать себе целую страну или область. Она нужна для блага всех. Поскольку у него есть способность хорошо управлять, это принесет благо всем. Аналогично, если человек заработал миллионы, миллиарды, то ему не нужно так много денег. Он должен использовать их для блага всех. В «Шри Ишопанишад», в «Обращении», говорится:
ом̇ пӯрн̣ам адах̣ пӯрн̣ам идам̇
пӯрн̣а̄т пӯрн̣ам удачйате
пӯрн̣асйа пӯрн̣ам а̄да̄йа
пӯрн̣ам эва̄ваш́ишйате
Наше мышление начинается со второго рождения, когда мы начинаем понимать, что мы живем в полном целом. Не в своей квартире, не просто в своей профессии, не просто в своих привычках и представлениях, а в полном целом. Поэтому люди живут вместе для общения: «Я думаю так, а ты как думаешь?» Существует столько разных оттенков восприятия!
Например, лекция может длиться всего один час, но каждый извлечет из нее что-то свое. Если в аудитории сто человек, то, с индивидуальной точки зрения, получается около ста часов лекции. Все умножается в общении. Если же мы возьмем деньги, то у каждого в кармане их немного, но вместе у нас много денег, значит, мы вместе можем сделать большую вещь. Но нужно знать ту вещь, которая принесет благо всем, а не какому-то отдельному человеку в аудитории.
Однажды я остановился в богатом районе одного города, где были частные дома в два-три этажа с колоннами, порталами – очень красивые. Это был пригород, я был там несколько дней и заметил, что на улицах почти нет людей, и лишь изредка проезжают машины. Я спросил у хозяина дома: «Ты знаешь соседей, общаешься с ними?» «Мало, – ответил он, – они почти не живут здесь. Вот в этом трехэтажном доме живут только два человека, муж и жена. Они строили дом для своих детей, но поссорились с ними; дети разъехались, и родители остались вдвоем в этом доме. Хозяева другого дома приезжают только на лето».
По сути дела, эти дома им не нужны, почти не используются. Можно смело убрать по полтора-два этажа и построить что-то для всех. Что же не позволяет нам устроить жизнь для всех? Ведь у нас нет препятствий – в стране много денег, энтузиазма и знаний. Последняя заповедь из Ветхого Завета, которая говорит: «Не желай собственности ближнего» – это та же зависть. Мы желаем жить лучше, чем кто-то, хотя в этом нет никакой необходимости.
Есть даже анекдот на эту тему. Приходит дьявол к человеку и говорит: «Слушай, я готов выполнять любые твои желания, но только одно условие: что бы ты ни попросил – у твоего соседа будет в два раза больше». Человек подумал: «Ну и что, что в два раза больше. Мои желания исполняются, и хорошо. Хочу виллу на море, как я мечтал». Тут же появилась красивая вилла с видом на море – как он желал. Он обрадовался, вошел в эту виллу, освоился, но вспомнил про соседа и выглянул в окно. У соседа была вилла в два раза больше. Человек подумал: «Боже мой, это же мой договор, я расписывался кровью, дьявол ко мне приходил, а сосед ничего не делал и получил в два раза больше? Хочу “Мерседес-Бенц”, или даже лучше – “Бентли”!» Сразу появился «Бентли», но у соседа – два «Бентли», и человеку стало еще хуже. Он уже не может спокойно жить, думает: «Что же мне делать?» Подумав, он воскликнул: «Хочу ослепнуть на один глаз!» Увидев слепого соседа, он подумал: «Вот теперь можно жить спокойно, все нормально, теперь я доволен».
Как же мы измеряем счастье? Мы смотрим на соседей и, если у меня лучше – я счастлив, а если хуже – я несчастлив. А в Пуранах есть интересная вещь, хотя там говорится гипертрофированно, литературно: «Зачем человеку подушка, если ее могут заменить руки? Зачем вам посуда из серебра и мельхиора, если вы можете есть с ладони?» Можно задуматься: если вы едите мороженое с золотой посуды, а кто-то – из ладони, вкус мороженого не меняется. Меняется ум: «Я ем из золотой посуды». Так черпает вдохновение наша зависть.
«Сострадание»
Есть такое выражение на санскрите: пара-дух̣кха-дух̣кхӣ – «человек страдает, когда видит, что страдают другие люди». Это сострадание, высшая характеристика духа, формула совершенного человека. Если свести все к формуле, то это будет пара-дух̣кха-дух̣кхӣ. Такой человек может терпеть, когда страдает он сам, но не может терпеть, когда страдают другие. Есть пара-сукха-сукхи – человек счастлив, когда счастливы другие. Это тоже неплохо, если мы разделяем счастье других. А есть пара-сукха-дух̣кхӣ – они счастливы, когда кто-то страдает, или пара-дух̣кха-сукхи, которые страдают, когда другие преуспевают.
Наша несовместимость в том, что мы хотим занять чужое положение, чужое место. Зависть приводит к концепции «хочу быть лучше кого-то», «хочу быть кем-то другим», «я сам себе не нравлюсь, потому что другие лучше». А древние говорили: «Ты должен встать оттуда, где ты упал». Если ты упал в этом месте, как же ты можешь подняться с другого места? Нельзя начать карьеру с карьеры другого человека; нельзя жить на уровне чужого разума. Можно лишь имитировать эти вещи, подражать внешне, показывать людям внешние атрибуты успеха, но на самом деле это только зависть, а не настоящий прогресс.
«История про медвежатника»
Одна женщина даже сказала мне: «Зависть необходима для прогресса, она – двигатель прогресса. Мы завидуем и прогрессируем, мы что-то делаем. Мы начинаем конкурировать, и эта конкуренция считается как бы частью прогресса, его причиной». Верно, это тоже прогресс, но это прогресс зависти. У одного американского писателя есть рассказ про медвежатника – специалиста по вскрытию сейфов. Будучи очень хорошим «специалистом», он отбывал пожизненное заключение в тюрьме, и однажды каким-то образом заклинило правительственный сейф, и его не могли открыть. А там были важнейшие документы. Предлагали вскрывать сейф с помощью газового резака, но документы были слишком ценны, и их боялись повредить. Тогда вспомнили про этого медвежатника и предложили дать ему свободу за вскрытие сейфа. Он сразу сказал: «Я смогу открыть эту дверь».
Сейф был большим – с целую комнату. Все собрались около сейфа, даже правительственные чиновники, а медвежатник пришел в своей полосатой одежде с номером. «Что Вам для этого нужно?» – спросили его. «Пилку для ногтей и таз холодной воды», – ответил он. Одни подумали, что он издевается, но другие возразили: «Нет-нет, дайте ему то, что он хочет, давайте посмотрим. Вот Вам таз холодной воды, вот Вам пилка для ногтей, действуйте!»
Медвежатник сел в кресло, нога на ногу, опустил пальцы в холодную воду и стал пилить ногти, с издевкой и наслаждением поглядывая на окружающих. Он выводил их из себя, но они терпели, думая расквитаться с ним после. Но он пилил ногти не так, как обычно, а снимая ноготь с живой платформы. Он спилил ногти практически до крови, снова и снова остужая их в холодной воде, а затем положил руку со спиленными ногтями на крышку сейфа и стал вращать диск. Малейшие колебания и щелчки отражались болью в его сверхчувствительном инструменте, и вскоре он набрал шифр и открыл сейф.
«Отсутствие зависти - свобода»
Разве это не прогресс, разве это не разум? Есть разум убийцы, есть разум матери, но это разный тип разума, разные направления жизни. Это тоже квалификация, но каким разумом мы сегодня восхищаемся? Разум сильных мира сего, пораженный завистью, восхищается теми, кто всего достигает силой, могуществом положения, способностями. Сегодня в моде демонические качества, гордые, тщеславные, властные, богатые, наглые, смелые люди. Наглость и правдивость путается в наше время, как путается вожделение и любовь, и причина все та же – зависть.
Теперь представьте отсутствие зависти – какая свобода! Вам никто не может навредить, вас никто не может расстроить, причем сердце ваше полно благородства и сострадания к окружающим людям. Сегодня мир таких людей в глаза не видит, но мы все нуждаемся в таких людях.
Представьте, если у нас какая-то проблема в жизни, травма, – куда мы пойдем? Ведь нам нужны как раз такие независтливые люди, которым не платят деньги за то, что они помогают другим. Это не те психологи, которые берут с вас деньги, чтобы помочь вам. Не из сострадания, а потому что вы заплатите им. Веды запрещают платить деньги священникам и учителям, иначе они становятся продажными учителями и священниками. Такие люди не берут деньги, потому что у них есть сострадание. Они могут брать какое-то ответное пожертвование, если оно делается из благородства, из благодарности. Они принимают благодарность, но не плату, и не нанимаются на работу.
Когда мы стараемся для того, кто заплатит больше, – это продажная система. Каждое живое существо – это полноценная душа, хотя она может быть неполноценно выражена. Я помню, как мы шли по дороге в Индии, и кругом была пышная растительность. Асфальтированная дорожка в густых джунглях, приятная прогулка, но частенько там проползают змеи, и надо смотреть внимательно. Рядом с нами шел аюрведический доктор, и, когда мы проходили мимо кустарника, он сказал: «Потрогайте листья этого кустарника». Я осторожно, с недоверием (мало ли что – укусит или выстрелит, или ядовитое, или кто-то прячется в кустах – это же Индия) спросил: «Да, надо потрогать?» Он настаивал: «Да, потрогай, ну потрогай». Я потрогал этот лист – он был как лист акации, такая елочка листочков. Но как только я дотронулся до него, он сжался. «О, – сказал я, – живой!» И так понятно, что он живой, но не до такой же степени!
Видео: https://ya.ru/video/preview/6879632108097492731
Веды в печатном формате и книги Александра Хакимова: https://www.ahakimov.com/books.html
«Бхагавад-гита как она есть» является квинтэссенцией ведической мудрости. В этом произведении в сжатом виде изложены основные идеи древнеиндийской философии, включающие закон кармы и концепцию перевоплощения души.
Купить книгу «Бхагавад-гита как она есть»:
https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/bhagavad-gita-kak-ona-est.html
Вечная игра между светом и тенью, реальностью и иллюзией, духовным и материальным – об этом Александр Геннадьевич часто говорит на своих лекциях, которые набирают в интернете сотни тысяч просмотров, а в реальной жизни привлекают огромные залы на десятки тысяч людей. Как научиться отличать искаженную реальность от истинных ценностей? В очень доверительном диалоге с читателем Александр Хакимов делится теми откровениями, которые позволяют взглянуть на современный мир совершенно по–новому. Книга снабжена авторскими иллюстрациями Галины Хакимовой.
Купить книгу Александра Хакимова «Иллюзия и реальность»: https://www.ahakimov.com/books/knigi/illyuziya-i-realinosti.html
-
Веды
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Читать далее -
Книги
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Читать далее -
Лекции \ Семинары
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
Читать далее -
Храм Ведического Планетария
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читать далее