Лекции и книги Александра Хакимова

Чтобы пойти верным путем познания, нужно с самого начала знать хотя бы теоретически, что Я не есть тело, что Я есть дух, постижение которого дано только человеку.

Александр Хакимов. Книга "Уровни сознания".

"Семь ключевых навыков человека будущего". Часть 3


"Семь ключевых навыков человека будущего". Часть 3

Семинар Александра Хакимова

«Семь ключевых навыков человека будущего». Часть 3.

27.07.2022, г. Сочи.

«История про паучка»

Так вы можете думать, что человек, который, по-вашему, глуп, не так все переживает в жизни. Но он так же чувствует боль, как и все, просто не может выразить ее, как все. Есть пример из Пуран, как Вьясадева, автор ведической литературы, который пять тысяч лет назад записал все Веды (представьте, что это за человек был такой, и даже не человек, а литературная инкарнация Бога со сверхъестественными способностями), пришел на поле битвы Курукшетра. Курукшетра – это священное место в Индии, существующее и по сей день, однажды мы посещали ее. Там пять тысяч лет назад случилась мировая битва, подробно описанная в Махабхарате: в Бхишма-парве, в Дрона-парве и так далее. Там рассказывается, как сражались эти воины, как уничтожали огромное количество людей – сотни миллионов. Вьясадева, как духовный наставник мира того времени, как миротворец пришел на это поле битвы с воззванием к миру: «Опустите оружие, простите друг друга, давайте проведем переговоры, найдем мирный подход. Не нужно проливать кровь, потому что в этой битве погибнут лучшие люди планеты. Какое будущее нас ожидает, если эти люди погибнут? Если не будет выдающихся людей, кто останется на Земле?»

Бхишма, Дрона – это титаны, патриархи. В Ведах описано, что это за личности, их происхождение и деяния. Вьясадева обратился с воззванием к миру, но из-за многолетних политических интриг в людях накопилось столько гнева, столько зависти, что никто не услышал. Все мы видели, что, когда люди конфликтуют, они не слышат в этом состоянии, что надо простить или найти другой выход. «Нет, мы будем драться, будем сражаться, я все равно не уступлю. Я не прощу – пусть он первый, только так!» Очень трудно вести переговоры, когда страсть накалена. Воины отказали Вьясадеве, не заметили его призыва, и он, очень расстроенный, уже предвидя будущее, уходил оттуда.

Вообще Вьясадева не расстраивается – это необычный человек, он понимает законы судьбы, понимает вечность души, Абсолютную Истину. Нелегко расстроить такого человека, но тут он понял, что ситуация серьезная, и был несколько расстроен. В этом расстройстве он утратил духовное видение и вдруг увидел, что паучок в панике перебегает перед ним дорогу. Он перекувыркивался, спотыкался, очень спешил, а Вьясадева понимает язык всех живых существ и потому спросил: «Куда ты так спешишь, дорогой? Если бы ты знал, что сейчас происходит, ты бы понял, что спешить уже некуда. Миру, цивилизации пришел конец». Паучок ответил: «Вьясадева, ты разве не знаешь, что сейчас здесь пройдет боевая колесница Арджуны, здесь для нас живого места не останется. Сейчас погибнет столько живых существ! Я спасаю свою жизнь, бегу к своей семье».

«Ха-ха, – Вьясадева и плакал, и смеялся. – Боже мой, если ты погибнешь, если погибнет вся твоя семья, то никто даже не заметит этого. Там Бхишма, Дрона, там великие люди, а тут какой-то паучок!» Паук остановился и сказал: «Ах ты гордый, надменный мудрец! Да будет тебе известно, что у меня есть такие же чувства, как и у всех живых существ, у меня тоже есть своя семья и свои отношения!» Услышав это, Вьясадева снова вспомнил все изначальное знание и выразил почтение паучку: «Прости, прости, дорогой!» – и пошел дальше.

«Что я делаю бескорыстно?»

Это и есть отсутствие зависти, когда вы будете желать блага даже паучку. Это подлинное величие, совершенно другой взгляд на жизнь, на мир. Такое видение нужно культивировать, но как? Служением, и не просто служением, а бескорыстным служением. Сейчас мы должны спросить себя: «Что я делаю бескорыстно? Даже не ради благодарности, не ради того, чтобы меня заметили, а втайне от других, чтобы это было анонимно, бескорыстно, незаметно, но полезно для других людей или для кого-то еще». Вот это и есть наша настоящая, внутренняя, таинственная, уникальная жизнь; так будет развиваться наша уникальная природа.

Когда зависть отсутствует, способности пробуждаются сами: вы начинаете понимать мысли людей, их желания, их природу, их языки; начинаете понимать в людях то, что даже сами они не понимают, ибо они не ведают, что творят, а если бы они ведали, то не творили бы этого. Если нет зависти, то вы знаете, что нужно говорить, как общаться, начинаете обретать уникальный духовный опыт отношений.

Это было краткое вступление, хотя можно говорить на тему зависти и больше. Невозмутимость в радости и в горе, равное отношение к событиям жизни – это следующее качество, вытекающее из отсутствия зависти. В целом, мы переживаем две вещи мы: потери и приобретения. Когда мы что-то приобретаем, то обычно это приносит нам радость, а когда теряем – мы расстраиваемся. Поэтому наша жизнь – то счастье, то несчастье, то потери, то приобретения.

Большие потери могут привести к крушению всех надежд. Когда люди теряют средства к существованию, они иногда не могут жить дальше, не выживают, сознательно уходят из жизни. «Мне пришел конец», – говорят они, хотя конец пришел не им, а их деньгам. Это опять же иллюзия, сила ума, отождествление себя с недвижимостью, собственностью, «я» и «мое».

Поэтому невозмутимость обозначает здесь отсутствие чувства собственности: не самой собственности, а чувства собственности. В «Ишопанишад» говорится: ӣш́а̄ва̄сйам идам̐ сарвам̇, где сарвам̇ означает «все», а ӣш́а̄ва̄сйам идам̐ значит «принадлежит Богу». Все, даже мой разум, мое тело, мое происхождение, мои родители, мой дом, мои дети. Они не принадлежат мне полностью, это частички Полного Целого, мы все принадлежим Полному Целому. Ом̇ пӯрн̣ам, ӣш́а̄ва̄сйам идам̐ сарвам̇ – это лекарство от зависти и жадности.

Люди, которые не отождествляют себя с собственностью и даже со своим телом, – есть такие мудрецы, – невозмутимы ни в жизни, ни в смерти, ни в потерях, ни в приобретениях. На чем же тогда основывается их жизнь, на каких правилах? Наши правила – как раз правила собственности, законы, предписывающие охранять нашу собственность. Главные законы определяют, что мое, а что не мое, и так мы решаем спорные вопросы. Но какие же правила у людей, не имеющих чувства собственности, какие законы движут их цивилизацией?

«Дхарма кшатрия и  брахмана»

В «Бхагавад-гите» говорится: «Делай то, что ты делаешь не для того, чтобы что-то иметь или потерять, или кому-то принести прибыль или убыток, а ради исполнения долга». Вот если ты знаешь свой долг, ты будешь невозмутим. В той же «Бхагавад-гите» говорится: «Арджуна, ты кшатрий, воин, сражайся! Твое время пришло. Воины должны сражаться за правое дело, иди в бой, ты – великий воин. Если ты уйдешь с поля битвы, не желая участвовать в такой братоубийственной войне, то ты потеряешь честь, тебя объявят трусом, ты ничего не получишь: не завоюешь царство и потеряешь честь, потому что воин должен сражаться, это его дхарма, его долг в военное время, а иначе он дезертир, просто предатель. Если же ты победишь – ты получишь царство, а если ты погибнешь в битве, то ты все равно ничего не теряешь: ты не получишь царство, но поднимешься на высшие планеты».

Смерть при исполнении долга поднимает человека на высшие планеты. В Ведах описываются только два вида славной, желанной смерти: смерть во имя исполнения долга и смерть в йогическом трансе. Все остальные не приносят славы. Что же ты теряешь, если вступишь в битву? Неважно, поражение или победа – ты обретаешь ценность, но что ты обретаешь, когда отказываешься от исполнения долга? «Бхагавад-гита» описывает долг как очень важную вещь, хотя сегодня это слово не раскрыто в нашей системе образования, в нашей культуре до конца. Еще в начале прошлого века слово русского офицера было известно. Мы до сих пор еще помним, что это были люди долга.

Долг означает, что вы что-то обещаете и делаете это. Вы не можете этого не сделать, вы обещали, и это уже становится дхармой, вашим долгом, вашей ответственностью, вашей честью. Вы не имеете права, не позволяете себе солгать, обмануть кого-то, потому что вы офицер или капитан корабля, который идет на дно вместе с кораблем. Вы берете на себя такую ответственность.

Есть воины, которые ведут себя именно так – это кшатрии. Кшатра означает «защищает от боли». У кшатрия есть оружие и долг; он может защитить от боли, от насилия, от эксплуатации. Таков долг класса военных.

А жизненный долг интеллектуального класса – учителей, священников – состоит в том, что они не должны отклоняться от истины, они должны говорить только правду, независимо от того, нравится она кому-то или нет. Они не должны отклоняться, и это тоже граничит с большим риском для жизни. Сократа отравили за то, что он говорил правду, и не только Сократа, но и многих других преследовали, когда они говорили такую высокую истину. Иисус Христос пострадал за то, что он сказал правду. Про первосвященников он сказал, что блудницы и пьяницы ближе к царству Божьему, чем они. «Вы как гробы: снаружи только красивые, а внутри полны нечистоты», – он говорил правду того времени, что привело к его распятию.

Это тоже долг, для исполнения которого нужно иметь бесстрашие, силу духа и невозмутимость в радости и в горе. Когда его прибивали к кресту, он говорил: «Они не ведают что творят, простите, не обвиняйте их в этом». Мы говорим об этом сейчас, чтобы было понятно, каким может быть уровень сострадания. Не все должны быть такими, это не так просто и бывает редко – раз в тысячу лет приходит такая личность. Обычные люди хотят просто выжить в этом мире, просто спасти свою жизнь и своих близких. Но даже если мы говорим о выживании, то выжить вместе легче, чем поодиночке. Все равно главное в нашей жизни – помогать друг другу, когда с кем-то случается какая-то беда.

«Долг семейных людей»

Когда в Казахстане начались военные действия прямо в городе, это было очень опасно, потому что они были начаты спонтанно какими-то вооруженными людьми, и было непонятно, чего ожидать. В центре города люди видели из окон, как убивают других людей, – это было очень страшно. Но что было потом? Когда мне позвонили и рассказали, у меня сердце растаяло, потому что люди стали выходить на улицы и говорить другим: «Хочешь есть? Дать тебе хлеба? Что тебе нужно?» Они стали спрашивать друг друга о том, какая нужна помощь. Это было обновление, как будто наступило второе рождение.

Удивительно, как такие события вдруг помогают нам понять, что мы на самом деле – одна семья, что мы вышли из своих квартир, когда эти квартиры то ли были разрушены, то ли нам стало уже опасно или противно находиться в них. Тогда мы начинаем осознавать, что мы хотим какой-то другой жизни, хотим выйти из узкого мира своей собственности, где мы уже сами задыхаемся в своих отношениях.

Поэтому в древних книгах мудрецы пишут, что семейные люди не должны замыкаться в своих квартирах и в своих профессиях. Открывайте двери и регулярно принимайте гостей, минимум раз в неделю вы должны приглашать в дом гостей и бесплатно кормить их с любовью, даже незнакомых людей. Для всех семейных людей предписано, что, когда вы приготовили обед, нужно выйти на улицу с мегафоном и громко сказать: «Кто голоден? Заходи!» Нужно сказать так трижды, потому что незнакомые люди не сразу согласятся прийти к вам на обед. «Я вижу, что вы голодны, – заходите, будьте гостями, не обижайте, пожалуйста, я накормлю вас от всей души».

Если человек принимает ваше приглашение, то вы обретаете отношения. Каждый день у вас новые друзья, доброжелатели, вы начинаете жить в полном целом, чувствовать пульс полного целого в доброте, в отношениях. Зависть отделяет людей друг от друга, делает их индивидуалистами, и они начинают бояться друг друга, каждый сам за себя. Они становятся слабыми и не знают, как выжить. Хотя людей так много, и у них так много всего, они не знают, как выжить. Парадокс! И в радости, и в горе нужно оставаться человеком. Не нужно обвинять жизнь или злиться на кого-то, даже когда вы страдаете.

«Смерти подвержено только тело»

Когда-то давно одна молодая женщина, которая даже не была замужем, ей был 21 год, умирала от рака. В то время это было достаточно редкое явление, и когда ее постигла такая участь, она позвала меня, как духовного наставника, чтобы пообщаться и получить поддержку. Она понимала, что ей осталось жить всего месяц с небольшим, так и случилось. Я был тогда молодым и испугался, не зная, как вести себя с умирающими людьми. Мне самому было страшновато, поскольку не было такого опыта, и я не знал, что ей сказать. Я решил, что буду просто слушать ее, и это было правильное решение.

Она начала рассказывать мне все, что было у нее на уме, что она чувствовала с тех пор как узнала об этой болезни, как она это переживала, как она испугалась, как она подумала, что мир несправедлив. Я слушал ее и не знал, как помочь ей в этой ситуации. Но она сама озвучила решение в конце нашей беседы: «Знаете, что меня больше всего расстраивало? Оказывается, я не согласна с тем, что я умираю, а остальные живут. Но когда я поняла, что остальные тоже умрут, я успокоилась».

Моя мать сказала мне накануне своего ухода (она ушла два года назад, в 87 лет): «Сынок, я уже долго не проживу, наверное мы уже больше не увидимся, я скоро умру». Она сказала это так печально, и мне было тяжело это слышать. Я отвечал: «Мама, я тоже умру, просто в другое время. Мама, все умрут». Она стала улыбаться.

Это общее правило для каждого человека: не беспокойтесь, каждый умрет, и потому можно жить спокойно, все хорошо. Невозмутимость – следствие полученного человеком знания. Знание очищает наш разум, рассудок, делает нас бесстрашными. Обладая трансцендентным знанием, знанием о себе самом, мы постепенно начинаем проникать в свою вечную природу и осознаем, что смерть есть, но ей подвержено только тело.


Видео: https://ya.ru/video/preview/6879632108097492731

Веды в печатном формате и книги Александра Хакимова: https://www.ahakimov.com/books.html

«Бхагавад-гита как она есть» является квинтэссенцией ведической мудрости. В этом произведении в сжатом виде изложены основные идеи древнеиндийской философии, включающие закон кармы и концепцию перевоплощения души.
Купить книгу «Бхагавад-гита как она есть»:
https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/bhagavad-gita-kak-ona-est.html

Читать на сайте: https://www.ahakimov.com/vedic/vedy-v-tekstovom-formate/bhagavad-gita_28/vvedenie.html

Аудиокнига «Бхагавад-Гита как она есть» (А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада):
https://www.ahakimov.com/vedic/vedy-v-audio-formate-rus/online-bhagavad-gita.html


Интересно знать..
  • Веды
    Веды
    Веды

    В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества

    Читать далее
  • Книги
    Книги
    Книги

    Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.

    Читать далее
  • Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары

    Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.

    Читать далее
  • Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария

    В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.

    Читать далее