Лекции и книги Александра Хакимова

Человек – это соответствующее поведение, а не просто рождение. Животное определяется по рождению, тогда как человек – по поступкам.

«Карма», глава «Карма-йога», А.Г.Хакимов

"Семь ключевых навыков человека будущего". Часть 5


"Семь ключевых навыков человека будущего". Часть 5

Семинар Александра Хакимова

«Семь ключевых навыков человека будущего». Часть 5.

27.07.2022, г. Сочи.

«Три источника проблем»

Теперь поговорим про терпение. Есть три источника проблем. Первый источник проблем – это окружающие люди, которые плохо себя ведут по отношению ко мне, критикуют, завидуют, несправедливы ко мне, иногда клевещут, иногда даже обворовывают – вот такие люди бывают вокруг нас. Какой выход? Нужно дать этим людям знание, чтобы исправить их поведение, чтобы они действовали по-другому.

Другая проблема исходит от меня лично: я веду себя плохо, у меня дурной характер, я даже знаю об этом, мне говорили. Я бываю вспыльчивым, грубым, порой сплетничаю – у меня язык как помело. Что делать? Работать над собой, получать знания, читать книги, общаться с людьми, которые лучше, выше меня, то есть улучшать свое существование.

Таким образом, нужно давать людям знание и одновременно совершенствовать себя. Постепенно, если мы избегаем этих проблем, все вокруг улучшается. Но есть третий источник страданий, не зависящий ни от окружающих людей, ни от меня. Это несчастные случаи, стихийные бедствия, войны, катаклизмы, но я тут ни при чем, как и другие люди. Что делать? Именно здесь и требуется терпение, мы должны принять это как предназначенное для нас. Знайте: если вы не можете избежать каких-то проблем, то необходимо пережить это в сердце, получить опыт. Говорится, что, пока человек не почувствует на себе боль, он не поймет, как больно другому.

Когда мы были на экскурсии в гурукулах, где учатся дети в Индии, мы видели красивые соломенные хижины, наблюдали, как все там обустроено по древним правилам. Дети там необычные, мальчики живут в спартанской дисциплине, обучаются философии и медитации уже с детства. Там тоже бывают конфликты между детьми, и поэтому мы спросили: «Если дети не ладят между собой, что вы делаете?» Нам ответили так: «Да, у нас есть два мальчика, которые дерутся. Но есть метод, как быть с такими драчунами. Мы вызываем их обоих лицом друг к другу, они берут друг друга за уши и по нашей команде тянут изо всех сил. Сначала они начинают рвать друг другу уши, но постепенно до каждого из них доходит, что, чем сильнее он тянет, тем сильнее тянут его, и они начинают отпускать друг друга. В конце концов они отпускают друг друга, потому что каждый из них понимает, что ему больно точно так же, как другому. Так между ними рождается взаимность, потому что люди становятся жестокими, когда отрекаются от души».

В 90-х годах у меня был опыт общения с человеком, который был наемным убийцей. Тогда было такое время, что телефон наемного убийцы можно было получить из рекламы, которую показывали по телевизору. Однажды на лекции, когда я говорил о карме, один человек сидел спокойнее, чем все остальные. Он был абсолютно спокоен, тогда как все думали, переживали, спорили на практически неизвестную в советские времена тему кармы. Все были в шоке, а этот сидел спокойно, и, не мигая, смотрел всем в глаза.

В конце он подошел ко мне и спросил: «Можно поговорить наедине?» Я согласился. «Если то, что Вы говорите, – правда, то это страшно», – сказал он. «А что такое?» – поинтересовался я. Тогда он сказал, чем он занимается, а потом спросил: «Что Вы мне посоветуете?» Я ответил: «Подожди, сначала скажи мне, что ты чувствуешь, когда нажимаешь на курок? Ты же уже это делал». Тут он среагировал странно: «Нет, не надо ничего чувствовать! Если я начну чувствовать, если я начну думать, что это живое существо, что у него есть мать, дочь, жена или кто-то еще, то я не смогу нажать курок. Мне нужно забыть об этом и видеть только мишень: выстрелил, отвернулся, забыл и пошел дальше».

Если мы осознаем суть жизни – мы не сможем совершить насилие. Оно имеет применение в тех случаях, когда нужно исполнить военный долг или идти против агрессора. Это предписано, существует шесть типов агрессоров, против которых можно применить насилие, но только шесть – не больше. Это те, кто поджигает ваш дом или травит вас ядом, или отбирает имущество, или нападает со смертоносным оружием, или крадет вашу жену, или захватывает вашу землю. В этих случаях вы можете взять оружие и выступить против агрессора – это ваше право, вы не нарушаете закон.

«Освящайте пищу, предлагайте ее Богу»

В остальных случаях искусство жизни заключается в ненасилии. Например, как есть пищу без насилия? Ведь мы всегда едим что-то живое. Даже вегетарианцы или веганы все равно едят растения. Как быть в этом случае? В Ведах написано: «Вы должны есть уже съеденную пищу». Кто-то должен съесть карму до вас. А кто? Освящайте пищу, предлагайте ее Богу. Но делайте это с любовью, а не просто для того, чтобы Он ел карму. Надо предлагать вкусную пищу – от души, от сердца, с любовью; предлагать следует на алтаре. Бог ест первым, но Ему не нужна пища, а нужна только ваша любовь. Только тогда вы получаете от Него чистую пищу без кармы.

С освящения пищи начался мой первый в жизни духовный опыт. Переворот в сознании наступил именно тогда, когда я это почувствовал. Первое, что я предлагал Богу, – это была жареная картошка, и было это тридцать шесть лет назад. С тех пор я всегда предлагаю пищу, мы делаем это вместе с женой, всей семьей. Дочь выросла на освященной пище, получая ее с рождения, но это другая тема, а сейчас мы говорим о терпении.

Да, терпеть приходится всегда, даже если вы просто долго сидите на полу. Взрослым людям обычно проще терпеть, чем детям, но нужно с детства привыкать к аскезе. Но когда наш ум занят более высокими вещами, нам несложно терпеть, правда же? А если мы думаем: «Когда же это кончится?», то мы сходим с ума уже за час.

«Дружелюбие ко всем живым существам»

Пятое качество – дружелюбно относиться ко всем живым существам. Здесь не говорится о том, что нужно всех любить, обнимать. Дружелюбие – это нейтралитет, добрый нейтралитет. Необязательно улыбаться всем встречным и здороваться с каждым. Просто нужно иметь это внутреннее отношение ко всем живым существам. Даже когда вы видите людей на улице, не думайте о них плохо, относитесь дружелюбно внутри, но не будьте наивными. Дружелюбие не означает, что нужно доверять свой кошелек первому встречному: «Подержите, я сейчас схожу в туалет». Нужно иметь разум; речь идет не о наивности, не о глупости, а о нашем внутреннем расположении, позиции. У нас не должно быть врагов или каких-то любимчиков в этом мире; все пристрастия порождают большие конфликты, а затем и группировки: организованную зависть, организованную жадность. Эти формации подвергают мир большой опасности.

Нам нужно организовать дружелюбие, создать атмосферу дружелюбного отношения ко всему живому. Это исцеляет человека, его психику, очень быстро. Однажды мы были в Удупи, в Южной Индии, в аюрведической клинике, расположенной на побережье океана. Эта клиника была создана по древнему образцу, архитектура была та же самая, по «Васту-шастре». Территория клиники находилась на определенном расстоянии от берега океана – все по древним ведическим правилам и законам исцеления. Как только вы входите туда, вы сразу чувствуете, что попали в атмосферу бесстрашия: вы дома, вам не нужно никого бояться, там кролики сразу подходят к вам, касаются ваших ног, чего-то там выискивают, птицы ходят вокруг, растут цветы. Это мир счастья, где создается атмосфера, которая исцеляет человека. Вы нигде не видите агрессии – это просто дружелюбное отношение.

Многие люди, когда посещают такие места в Индии, сталкиваются с тем, что атмосфера там дружелюбная, и страх уходит. Вы чувствуете себя, как в своей колыбели, и никого не боитесь, потому что люди вокруг дружелюбны. В другой раз мы ехали по побережью на велосипедах, и у меня слетела цепь. А на ней был большой металлический кожух, и я не знал, как поставить цепь на место. На побережье почти не было людей, только двое рабочих на обочине что-то ремонтировали под солнцем. Я пошел к ним и показал велосипед. Они не знали английского, а я не знал индийского языка, но они сразу поняли, в чем дело, и, даже не взглянув на меня, взяли мой велосипед и стали его раскручивать. Они общались с друг другом, смеялись, как будто меня вообще нет. Так они поставили цепь на место и стали закручивать, почему-то радостные, неспешные. Они даже ни разу не посмотрели мне в глаза – они готовы помочь любому человеку, если тому нужна помощь.

Такое случалось не один раз: если нужна какая-то помощь, они тут же готовы помочь, а в остальное время просто не замечают вас. Я так проникся этим, что попросил жену купить им мороженое. Они тут же взяли его, раскрыли, стали есть, опять-таки не глядя на нее. Но рядом была трасса, по которой ехали люди. Они увидели, что мы раздаем мороженое, остановились и тоже стали тянуть руки за мороженым.

Такова атмосфера дружелюбия, где все готовы как-то помочь другим. А на большие праздники они кормят всех живых существ: ворон, собак. Для них есть отдельная площадка, куда приносят пищу – вареный рис. Все уже отработано. Нищие люди улыбаются; они счастливы, потому что в этот день им дают много пожертвований. Такая культура развивает правильное отношение к жизни, и мы можем терпеть друг друга.

У нас внизу была соседка, которая не могла переносить, когда моя жена была на кухне. Она уже в шесть утра что-то готовила, а та, оказывается, спала на кухне этажом ниже. А у меня жена, когда готовит, конечно же может что-то уронить, как обычно это бывает на кухне, и эта соседка возмущалась: «Ва-ва-ва, вы что тут делаете? Не даете поспать!» Назревал конфликт, и жена спросила: «Что делать? Соседка спит на кухне». Я сказал: «Угости ее тем, что приготовила. Иди и отнеси ей то, что мы готовим, предлагаем». Она так и сделала, пошла и угостила. Они разговорились, подружились, и с тех пор не было больше ни одного замечания. «Что там, кастрюля упала? А, я ее знаю, все нормально. Я хорошо отношусь к ней, мы знаем друг друга, у нас есть доброе, дружеское расположение друг к другу, и она больше не беспокоит меня».

А если нет дружбы, то меня беспокоит даже то, как вы на меня посмотрели: «Я вам отвечу, я помню ваш взгляд, я не забыл его». «Да я просто посмотрел, я ни о чем не думал». Но люди стоят на своем, пока это не разовьется дальше – до пощечины, до драк, до смертоубийства. Есть разные позиции, и здесь описывается позиция дружелюбия ко всему живому. В этой атмосфере раскрывается дух, раскрываются человеческие способности в атмосфере бесстрашия, любви и доверия.

Создайте такой оазис хотя бы в своей жизни. Он необходим каждому человеку. Не знаю, когда так будет во всей стране, но мы что-то делаем в этом направлении – конечно же, общаемся, распространяем это знание. Поэтому создайте свой маленький оазис дружелюбия, каждый человек должен жить в такой атмосфере.

«Благодарность»

Благодарность – это серьезная, высокая вещь. Это уже понятие, близкое к любви, ее предвестник. Благодарность родителям, благодарность предкам, которых мы не знаем; благодарность солнцу и воздуху, которым мы дышим; благодарность школе, где мы учились, тем учителям и всем, кто вообще когда-то сделал для нас что-то хорошее. Когда я был ребенком и замерзал, одна женщина отогрела мне руки и пошла дальше. Я помню даже это и до сих пор благодарю ее. Также я благодарю свою учительницу начальных классов – это была наша любовь в школе, благодарю директора школы, которую, когда она умерла, с плачем провожала вся школа и полгорода. Это была такая удивительная женщина! Я благодарю то место, где я учился и жил, где видел дальневосточную природу. Сейчас я начинаю понимать, что я всегда получал какой-то дар от природы, от людей. Раньше я этого не понимал, не ценил этого, не замечал, как будто этого не существовало, а был только я, и все.

Однажды я сказал своему другу: «Ты знаешь, я не люблю людей». Мне было около двадцати лет, и я вдруг почувствовал, что я терпеть не могу людей и испытываю отвращение, глядя на них. Я посоветовался с ним, думал, что он меня сейчас поддержит, скажет, что тоже никого не любит, и мы вместе будем не любить, сформируем партию нелюбви к человеку, а он сказал мне интересную вещь. Он был постарше меня и сказал мне вдруг очень серьезно, как учитель: «А что ты сделал для людей, чтобы такое говорить?» Я помню его слова до сих пор, он очень точно угадал рецепт: «А что ты сделал для людей, чтобы любить или не любить? Кто ты такой? Ты ничего еще не сделал для людей».

В 27 лет я понял, что я не сделал еще ничего полезного в жизни. Мне было очень горько, это было связано с той же самой жареной картошкой, это был тот первый знак, который я получил от Бога: «Ты ничего в жизни полезного не сделал». Это был спокойный, любящий голос, и меня это просто убило – что можно с такой любовью сказать такую правду. Невозможно было сказать, что это не так, потому что там была настоящая любовь изнутри: «Ты еще ничего полезного не сделал». Я подумал: «Мне 27 лет, а я уже думал, что я какой-то необычный человек». А где благодарность? Мы станем настоящими людьми, когда будем благодарны всем.

Пусть это то, что мы получаем, будет несовершенно, с ошибками, но, как говорится, царь – он как золотой кувшин, который не может быть плохим или хорошим. Все равно он ценен, полный он или пустой, все равно он необходим. Родители могут быть плохие и хорошие, но все равно они – родители, и у нас все равно должна быть благодарность. Без этого мы не можем жить полноценной жизнью – нужно учиться прощать, благодарить.

Совершенные люди благодарят даже за плохие вещи, которые происходят в их жизни: «Я благодарю Тебя, Боже, что Ты дал мне этот урок. Без него я не стал бы человеком». «Благодарю тебя, отец, что ты порол меня в детстве за такие вещи. Теперь я благодарю тебя за это, потому что иначе я бы не стал человеком». Точно так же, когда в нашей жизни случаются испытания, мы говорим: «Благодарю, мне нужно было пережить это, прожить, понять». Только так мы становимся мудрыми, настоящими, полноценными людьми; легкой жизни ищут только негодяи.

Мы уже говорили о том, что не следует стремиться к результатам своего труда. Делая что-то, мы стремимся исполнить свой долг. Когда я учился в школе, меня впечатлил пример Леонардо да Винчи, потому что он был моим кумиром – как художник, как личность эпохи Ренессанса. Для меня он был как звезда, я почувствовал «Джоконду» еще когда учился в школе. Я прочитал, что он писал «Джоконду» всю жизнь и никогда ее не продавал. Хотя все, кто ее видел, хотели купить у него эту картину и предлагали любые деньги, он никогда с ней не расставался. У «Джоконды» более двадцати слоев; Леонардо да Винчи все время писал ее, он жил с этим образом практически всю жизнь, не ради денег. Сегодня весь мир сморит на нее, видя ценность, которую невозможно продать. Она запечатлена на полотне, и это лишь простой пример.

Конечно же, есть великие примеры, великие ведические цари прошлого, которые владели империями и не были привязаны к этому. Они исполняли свой долг и достигали совершенства, показывая пример людям. Самый сильный пример, который может показать великая личность, – достичь всех высот в этой жизни, а потом отречься от своих достижений в пользу всех живых существ. Александр Македонский показал подобный пример. Не ради царства он завоевывал царство, не ради денег он зарабатывал деньги, а ради исполнения долга. Наша жизнь должна заканчиваться отречением, бесстрашием: «Я свободен, я пришел ни с чем и ни с чем ухожу. Я свободен, но я выполнил свой долг».

 

Спасибо, если будут вопросы – пожалуйста.


Видео: https://ya.ru/video/preview/6879632108097492731

Веды в печатном формате и книги Александра Хакимова: https://www.ahakimov.com/books.html

«Бхагавад-гита как она есть» является квинтэссенцией ведической мудрости. В этом произведении в сжатом виде изложены основные идеи древнеиндийской философии, включающие закон кармы и концепцию перевоплощения души.
Купить книгу «Бхагавад-гита как она есть»:
https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/bhagavad-gita-kak-ona-est.html

Читать на сайте: https://www.ahakimov.com/vedic/vedy-v-tekstovom-formate/bhagavad-gita_28/vvedenie.html

Аудиокнига «Бхагавад-Гита как она есть» (А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада):
https://www.ahakimov.com/vedic/vedy-v-audio-formate-rus/online-bhagavad-gita.html


Интересно знать..
  • Веды
    Веды
    Веды

    В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества

    Читать далее
  • Книги
    Книги
    Книги

    Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.

    Читать далее
  • Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары

    Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.

    Читать далее
  • Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария

    В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.

    Читать далее