Лекции и книги Александра Хакимова

Все люди созданы для счастья. Тогда почему все страдают? На этот вопрос должен ответить сам человек.

Александр Геннадьевич Хакимов

Хождение за три моря


Хождение за три моря

 Интервью Александра Хакимова для журнала "Hair's How & Beauty", посвященного культуре Индии, Москва, 03.12.14

ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ

Часть 3

«Сила целомудрия»

— Поскольку у журнала есть своя специфика — технологии создания красоты, хотелось бы спросить в связи с этим, есть ли все же ценность в том, чтобы создавать эту внешнюю красоту, украшать себя, и какое значение это имело  в ведическом обществе.

— О да, это очень важно, особенно для женщин. В Индии, например, считается, что женщина всегда  должна носить золотые украшения. Даже нищие женщины имеют золотые украшения, поскольку они передаются по наследству. Назначение материальной красоты — на самом деле в том, чтобы  защищать от вожделения. Наоборот, как видите: не вызывать, а скрывать вожделение. Вместо вожделения человек чувствует красоту и привлекается эстетикой и изяществом. Красота очищает, а вожделение оскверняет. Женщина естественным образом привлекательна для мужчин, поэтому она должна быть красивой, но не для того, чтобы вызывать вожделение, а прививать высокий вкус — уважение, восхищение. Тогда ею любуются, как произведением искусства. Ее манеры, культура поведения, одежда, украшения — вы не видите в этом вожделения.

— То есть украшения рассматриваются как защита красоты женщины?

— Да, и в этом состоит женская культура поведения: как носить серьги, браслеты и т. д. Эти традиции различаются в зависимости от штатов Индии: головные уборы, прически, одежда… И все это связано с целомудрием женщины. Например, для мужчины хорошо периодически коротко стричь волосы. Отрезание волос означает, что вы меняете жизнь, убираете что-то старое, чтобы начать новое. Это как развод и новый брак. На Западе так поступают женщины: можно видеть, как женщина развелась и тут же коротко постриглась, покрасилась, поменяла прическу, стиль. Она думает, что так начинает новую жизнь, но на самом деле это ее неудача в личной жизни. Длинные волосы напоминают о прежней жизни. Женщина помнит, как муж когда-то украсил ее волосы синдуром во время свадебной церемонии… Это хранится в памяти и связывает нас с прежними отношениями. В Индии женщины не обрезают волосы, потому что дорожат отношениями. Даже одежда, в которой проводилась свадебная церемония, завязана на два узла во время специального обряда, и эти узлы не развязываются всю жизнь. По ведическим законам считается, что супруги связали себя клятвой на семь жизней вперед. И дорожить этим также означает целомудрие. Это отражено и в одежде, и в прическе. Конечно, даже в Индии уже нет такой высокой культуры целомудрия, появляются разводы. Недавно было полтора процента, сейчас уже, говорят, три процента разводов от всего количества заключенных браков.

— В сравнении с Россией, где 70% разводов, — это ничто...

— Да, в ведическом обществе ко всему относились более серьезно. Героиня эпоса «Махабхарата» Драупади была прилюдно оскорблена, а она была царицей и являлась эталоном женской чистоты. И это оскорбление необходимо было смыть кровью, потому что это было серьезно. Для всей империи было важно, чтобы поддерживалась чистота императрицы, поскольку вся культура держалась на чистоте и целомудрии. И Драупади дала обет не заплетать волосы, пока это оскорбление не будет смыто. И она много лет не заплетала волосы. Волосы вообще олицетворяют вожделение человека, поэтому есть особые законы: как убирать волосы, где делать пробор и т. д., чтобы эту энергию трансформировать в более высокую. В ведической культуре вообще акцент делается на украшение головы, волос. Для женщины правильным считается покрывать голову чадаром или сари. Снимать покров с головы или расплетать волосы женщина могла только в присутствии мужа. Так же как и появиться обнаженной она могла только перед мужем. Причина в том, что женщине нужна защита, чтобы никакой «дурной глаз» не мог нарушить ее неприкосновенность. А «дурной глаз» в данном случае означает «вожделение». Почему женщины сейчас так много болеют? Потому что отношение к ним соответствующее. Женщина очень чувствительна, поэтому из-за отношения к ней она может болеть или быть здоровой.

— Да, в больших городах очень чувствуется упадок женской энергии, потому что женщины привыкли носить то, что их обесточивает: короткие юбки, короткие волосы. Они не понимают, насколько это губительно для них, и воспринимают эту моду некритично, просто как часть культуры.

— Они хотят выделиться, быть в центре внимания. Если женщина надела короткую юбку, другие женщины видят: мужчины обращают на нее внимание. Но они не понимают, почему смотрят и как смотрят. Забывают о качестве этих взглядов. И если мужчина приходит и говорит: «Ты мне нравишься» — женщина не осознает, с какой целью он это говорит. Не знаю, будет ли это интервью ударом для тематики журнала, но, может быть, для кого-то будет важно то, о чем мы сказали.

— Женщина должна осознавать то, что может быть ее достоянием...

— Да, такие простые вещи могут быть очень важными для судьбы женщины. Казалось бы, просто прическа, а она влияет на судьбу. Вот моя дочь, например, носит косу. Однажды, видя, с каким трудом она ее расчесывает, мать ей сказала: «Может быть, постричь чуть-чуть?». Та очень обиделась. «Никогда», — говорит. А у моей матери была коса почти до пола. Все удивлялись. Есть такая фотография: она расчесывает волосы, и не хватает формата кадра, чтобы вся длина волос поместилась в кадр. Она небольшого роста, и волосы почти касаются пола. Когда мы жили на Севере, что-то случилось с ее волосами, и она решила их постричь. И все до сих пор жалеют об этом, она в том числе. Это было достоянием нашей семьи.

— Можно ли все же привить этот стандарт красоты и целомудрия в России? Ведь сейчас очень активно навязывается западный стереотип отношений.

— Западный стереотип — для молодых. Просто если добавить еще два возрастных периода — мы создадим нормальную культуру, и при этом не будет необходимости исключать этого влияния западной культуры. Она, эта культура — для двадцатилетних, но сейчас даже взрослые женщины хотят оставаться в этом возрасте при помощи разных ухищрений. А ведь женщина красива не только в двадцать лет. Сначала это девочка — один стиль одежды, потом девушка, потом это баба (по русской традиции), то есть замужняя женщина, а потом — бабушка. Вот нужно добавить бабу и бабушку. Потому что сейчас многие женщины и в пятьдесят хотят оставаться девушкой. Хотя это искусственно.

— Но Америка живет по стандартам двух возрастов...

— Нет, Америка долго так не выживет. Сложно сказать, что выживет культура. Культура не выживет, она неизбежно упадет, потому что это искусственная культура. Культура — это же преемственность, а если не у кого перенимать опыт, кругом одни двадцатилетние — нет памяти, нет традиций.

— Это ведь отчасти характерно и для России — наша традиционная революционность, «мы наш, мы новый мир построим»...

— Да, революции у нас в крови. Россия — страна  постоянного эксперимента и поиска. Но она уже находит свое, на ощупь, но идет к своим традициям.

— Именно Россия сможет принять это ведическое знание?

— Мы на практике видим, что так происходит. Причина в том, что Россия склонна к очень высоким ценностям, не боится их принимать. Народ в России по своей природе склонен к отречению: ради чего-то высокого могут даже пожертвовать жизнью. Почему здесь были революции, перевороты — потому что в характере людей есть жертвенность. Возможно, на этом пути были и ошибки, но мы сейчас говорим о другой стороне. И представьте: если эту жертвенность правильно направить, то Россия очень многое может сделать с таким потенциалом и возможностями.

— Говорят же о том, что у России особая миссия...

— Если она примет настоящую красоту — это возможно. Посмотрим.

— И получается, что принять эту красоту возможно через культуру?

— Да, именно так. И женщина — это главная составляющая культуры. Именно женщина управляет культурой общества. Если женщины почувствуют эту ответственность — они очень много полезного сделают. Прежде всего, как матери, в такой роли. Как мать, женщина очень разумна, она хочет самого лучшего для ребенка: здоровья, культуры. Поэтому материнская сторона женщины — самая важная. В нашей культуре к моде молодых должна прибавиться мода для женщин-матерей, замужних — только тогда мы сможем сказать, что уже есть какая-то настоящая культура. Хорошо будет, если мы сможем открыть журнал и увидеть стариков, старушек, которые тоже красивы по-своему.

— Красота возраста — какая она?

— Говорится, что даже если человек уродлив, а старость сродни уродству, но обладает глубокими внутренними знаниями, он становится еще более привлекательным, чем просто красивый человек. Интересно, как это сочетается: некрасивая внешность и глубокие познания. Они наоборот усиливают привлекательность человека. Поэтому человек в возрасте уже не такой гладкий, красивый, но если он мудрый — это еще более привлекательно выглядит, чем если бы он обладал просто красивой внешностью. Это внутренняя красота. Мудрый — означает очень любящий. Пожилые люди должны быть самыми любящими. Отсюда исходит и культура одежды, поведения. Если вы на улице увидите такого пожилого человека, именно любящего, вы автоматически начинаете помогать ему. Даже если вы его не знаете. Это естественным образом происходит. Я видел такой случай: в автобус заходила женщина, ей было 98 лет. Она сказала: «Я одна, у меня никого нет. Все уже умерли, и дети мои тоже. Я не знаю, зачем живу». И просто ее интонации голоса, ее разговор так подействовали, что всех мужчин как ветром подняло: они тут же стали ей помогать подняться по ступенькам, усадили ее, пристроили чемодан. Потому что мать. Она добрая, любящая, говорит: «Вы для меня все дети». Это действует как чудо, как мистика. Просто сиддхи у нее какие-то. На самом деле это просто любовь. И эту любовь нужно получать от старших — не от молодых, эгоистичных, красивых. Они еще не умеют любить, они собой заняты. Еще должны научиться этому. Можно черпать эту любовь у тех, кто прожил жизнь и много сделал для семьи, детей, кто отдал себя.

В Индии самой красивой женщиной, которую я встретил, была одна старуха. У нее была хорошая осанка: такая прямая спина, гордая, очень много шакти, внутренней силы. Я даже не могу передать словами, какая у нее была прическа: какие-то две косы спереди, все переплетено какими-то лентами, на голове накидка, и все это разноцветное, вся в украшениях, блестит, в носу кольцо — в общем, просто музейная редкость. Мы с женой схватились за фотоаппараты, хотели с ней сфотографироваться. Она встала и позволила с собой сфотографироваться, а потом потребовала пожертвование. Мне очень понравилась ее открытость, чистота, потому что уже стесняться нечего в таком возрасте. А любовь они получают не друг от друга, а от Бога и приносят ее в семью. В Индии люди ходят в храмы, знают молитвы и читают их, это все традиции Индии — без Бога они не могут образовывать семей. Поэтому у них семьи крепкие, поддерживаются этой силой.

— Это должно бы стать традицией России...

— Когда-то это было общей традицией. Каждый брак освещался в храме. И теперь это нужно возрождать и в России. За этим будущее. Сейчас можно делать ставку только на женщин. Мужчины стали слабыми. В доперестроечные времена были сильные мужчины. Я помню, как мы в Питере распространяли «Бхагават-Гиту» — и с любым мужчиной на улице можно было говорить о философии. Люди понимали, обсуждали, участвовали. Когда издали «Махабхарату» в переводе Кальянова — она мгновенно ушла с прилавков магазинов. Люди читали такие вещи, искали мудрость. Они читали везде: в метро, в автобусах — Петербург весь читал. Метро было как читальный зал. Все, кто стоял или сидел, были с книгами в руках: Достоевский, Пикуль, Лев Толстой… Это был русский народ. Когда мы им показывали «Гиту» на улице — люди мгновенно реагировали: «О, интересно, а что это? О, это санскрит? О, философия… И перевод есть… Все, беру!». Книга была ценностью. И люди могли услышать, увидеть то, что мы им предлагали. Сразу реагировали. Сейчас у мужчин интеллект слабый. На женщин реагируют, на знание — нет. Поэтому если появятся такие вот чистые женщины — мужчин можно будет воспитывать только так, с помощью их влияния.

 

Редакция благодарит Александра Геннадьевича за интересную беседу.

Диалог вела Наталья Проскурня.

Прослушать всё интервью в аудио формате

"Хождение за три моря", часть 1

"Хождение за три моря", часть 2


Интересно знать..
  • Веды
    Веды
    Веды

    В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества

    Читать далее
  • Книги
    Книги
    Книги

    Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.

    Читать далее
  • Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары

    Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.

    Читать далее
  • Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария

    В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.

    Читать далее