Лекции и книги Александра Хакимова

Страх – это признак отсутствия веры.

Александр Геннадьевич Хакимов

"Ведическая космография и астрономия". Глава 1. Часть 1


"Ведическая космография и астрономия". Глава 1.  Часть 1
23 Сентября, 2021
"Ведическая космография и астрономия". Глава 1. Часть 1

Ричард Томпсон

«Ведическая космография и астрономия». Глава 1.  Часть 1.

Глава 1. Астрономические сиддханты

Поскольку космология астрономических сиддхант почти схожа с традиционной западной космологией, мы начнем обсуждение ведической астрономии с краткого содержания этих трудов и определения их места в вайшнавской традиции. В некоторых комментариях к «Чайтанья-чаритамрите» Шрила Прабхупада ссылается на две важные работы этой школы астрономии:  «Сурья-сиддханту» и «Сиддханта-широмани». Наиболее важные из этих ссылок следующие.

Эти расчеты приведены в «Сурья-сиддханте»авторитетной книге по астрономии. На бенгальский язык ее перевел великий астроном и математик Бимал Прасад Датта, который позже прославился под именем Бхактисиддханты Сарасвати Госвами и милостиво стал моим духовным учителем. Его удостоили титула Сиддханта-Сарасвати за перевод «Сурья-сиддханты», а титул Госвами Махараджа был добавлен, когда он принял санньясу (отреченный образ жизни) [ЧЧ, АЛ 3.8, комм.].

Здесь утверждается, что «Сурья-сиддханта» – это подлинный астрономический трактат и что он имеет отношение к Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру. «Сурья-сиддханта» – это древний трактат на санскрите, который, говоря словами самого текста, был поведан посланцем бога солнца Сурьи знаменитому асуру Майе Данаве в конце прошлой Сатья-юги. Он был переведен на бенгали Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати, который был сведущ в ведической астрономии и астрологии.

Некоторое представление о связи Шрилы Бхактисиддханты с ведической астрономией можно найти в библиографии его трудов. Там говорится:

В 1897 году он открыл толу (санскр.«школа») под названием «Сарасвата Чатушпати» на Маниктола Стрит для обучения индусской астрономии, разработанной независимо от греческих и прочих европейских астрономических открытий и вычислений. В то время он издавал два ежемесячных журнала под названием «Джйотирвид» и «Брихаспати» (1896), а также опубликовал несколько авторитетных трактатов по индуистской астрономии… Сэр Ашутош Мукхерджи предлагал ему кафедру в Калькуттском университете, от которой тот отказался [ШСТ, стр. 2–3].

Все это указывает на то, что Шрила Бхактисиддханта проявлял живой интерес к ведической астрономии и астрологии в конце XIX столетия, а также свидетельствует о том, что одним из его мотивов было стремление установить независимость ведической астрономии от греческого и европейского влияния. Кроме бенгальского перевода «Сурья-сиддханты», Шрила Бхактисиддханта Сарасвати опубликовал следующие труды в двух своих журналах:

  1. бенгальский перевод и комментарий к «Сиддханта-Широмани Голадхйайе» с «Басанабхашйей» Бхаскары;
  1. бенгальский перевод «Равичандрасайанаспастхи», «Лагхуджатаки» с комментарием Бхаттотпалы;
  1. бенгальский перевод «Лагхупарашарийи», или «Удудайа-Прадипы», с комментарием Бхайравы Датты;
  1.  вся «Бхаума-сиддханта» в соответствии с западными расчетами;
  1.  вся «Арья-сиддханта» Ариабхаты;
  1.  «Бхатта Дипика-Тика», «Динакаумуди», «Чаматкара-Чинтамани» и «Джйотиш-Таттва-Самхита» [БС, стр. 26].

Этот перечень включает в себя «Сиддханта-широмани» астронома Бхаскары (XI в.) и «Арья-сиддханту» астронома Ариябхаты (VI в). Бхаттотпала был широко известен как автор комментариев в области астрономии и, он жил в X столетии. Прочие ссылки в этом списке также относятся к астрономии и астрологии, но у нас нет более подробной информации о них.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати также опубликовал «Бхактибхавана-Панджику» и «Шри Навадвипа Панджику» (ПШСТ, стр.56, 180). Панджика – это календарь, содержащий даты религиозных праздников и особых дней, таких как экадаши. Эти даты традиционно вычисляются при помощи правил, изложенных в джйотиша-шастрах.

Во время своей активной проповеднической деятельности во главе Гаудия Матха Шрила Бхактисиддханта прекратил публикацию книг, посвященных конкретно астрономии и астрологии. Однако, как мы отметим позднее, Шрила Бхактисиддханта несколько раз цитирует и «Сурья-сиддханту», и «Сиддханта-широмани» в своем комментарии «Анубхашья» к «Чайтанья-чаритамрите».

Очевидно, что в прошлые века «Сурья-сиддханта» и подобные ей книги играли важную роль в индийской культуре – ими пользовались при составлении календарей и при проведении астрологических вычислений. В разделе 1.3 мы приведем выдержку из «Бхагаватам», подтверждающую, что сложные астрологические и календарные расчеты также регулярно проводились в ведические времена. Поэтому мы утверждаем, что похожие и идентичные системы вычислений, очевидно, были известны в тот период.

Здесь мы должны обсудить возможное заблуждение. Мы заключили, что вайшнавы традиционно пользовались астрономическими сиддхантами и что как Шрила Прабхупада, так и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур обращались к ним. В то же самое время мы отметили, что авторы астрономических сиддхант, в ряду которых, к примеру, Бхаскара, не могли принять некоторые из утверждений Пуран. Как же ачарьи вайшнавов могли принять трактаты, критикующие Пураны?

Мы полагаем, что астрономические сиддханты имеют другой статус, нежели трансцендентная литература, такая как «Шримад-Бхагаватам». Они подлинны в том смысле, что они принадлежат ведической традиции астрономии, однако вместе с тем они вышли из-под пера человека, а потому могут содержать недостатки. Многие из этих трактатов, среди которых «Сиддханта-широмани», были составлены в прошлые столетия и основываются на эмпирических наблюдениях. Другие, например, «Сурья-сиддханта», приписываются полубогам, но были донесены до нас духовно несовершенными личностями. Так «Сурья-сиддханта» была записана автором Майей Данавой. Шрила Прабхупада сказал, что Майя Данава (знаменитый маик (иллюзионист) и чародей) «всегда материально счастлив, потому что ему благоволит Господь Шива, но он никогда не сможет достичь духовного счастья» (ШБ, 5.24 о.г.).

Астрономические сиддханты – это прикладной раздел ведической науки, и именно в таком качестве ими пользовались вайшнавы на протяжении всей истории. Тезис этой книги заключается в том, что астрономические сиддханты представляют собой уцелевшие остатки более ранней науки астрономии, которая была полностью совместима с космологией Пуран и была поведана человеческому обществу полубогами и великими мудрецами. С развитием Кали-юги это астрономическое знание было практически утеряно. Уцелевшая же часть была развита индийскими астрономами и модернизирована посредством эмпирических методов наблюдения.

Хотя нам ничего не известно о методах вычислений, которыми пользовались до наступления Кали-юги, они, вероятно, имели по крайней мере такой же объем и уровень сложности, как и методы, изложенные в «Сурья-сиддханте». Иначе они не могли бы дать адекватный результат. В ведической литературе, доступной в наши дни, такие вычислительные методы представлены только в астрономических сиддхантах и других джйотиша-шастрах. Итихасы и Пураны (включая «Бхагаватам») не содержат правил, касающихся астрономических расчетов, а в Ведах есть только «Веданга-джйотиша», которая относится к джйотиша-шастрам, но коротка по объему и элементарна по содержанию (ВДж).

Ниже приводится краткий перечень тем, изложенный в «Сурья-сиддханте»:

  1. Вычисление средних и истинных положений планет в небе.
  1. Определение широты, долготы и локальных небесных координат.
  1. Предсказание полных и частичных затмений луны и солнца.
  1. Предсказание совпадений планет со звездами и другими планетами.
  1. Вычисление времени восхода и захода планет и звезд.
  1. Расчет фаз луны.
  1. Вычисление дат различных астрологически значимых сочетаний планет (например, Вьятипата).
  1. Обсуждение космографии.
  1. Описание астрономических инструментов.
  1. Обсуждение типов времени.

Сначала мы обсудим вычисление среднего и истинного положения планет, так как оно представляет нам основную модель планет и их движения в пространстве в соответствии с «Сурья-сиддхантой».


Интересно знать..
  • Веды
    Веды
    Веды

    В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества

    Читать далее
  • Книги
    Книги
    Книги

    Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.

    Читать далее
  • Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары

    Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.

    Читать далее
  • Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария

    В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.

    Читать далее