Лекции и книги Александра Хакимова

Обретя горький опыт своих глупых желаний, человек, наконец, задается вопросом об Абсолютной Истине.

Александр Хакимов. Книга "Иллюзия и реальность".

"Ведическая космография и астрономия". Глава 1. Часть 4


"Ведическая космография и астрономия". Глава 1.  Часть 4
30 Декабря, 2021
"Ведическая космография и астрономия". Глава 1. Часть 4

Ричард Томпсон

«Ведическая космография и астрономия». Глава 1. Часть 4.

1.3. ВЕДИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
И АСТРОЛОГИЯ

В этом подразделе мы представим некоторые свидетельства из книг Шрилы Прабхупады о том, что астрономические вычисления, схожие с теми, что изложены в астрономических сиддхантах, проводились и в ведические времена. Как мы выяснили, многие из существующих астрономических сиддхант были написаны средневековыми индийскими астронома-ми. Но, если ведическая культура действительно уходит свои-ми корнями на многие тысячи лет в прошлое, как описывает «Шримад-Бхагаватам», то эти свидетельства говорят о том, что методы астрономических расчетов такого же уровня сложности, как и методы астрономических сиддхант, были в ходу в Индии тысячи лет назад. Рассмотрим следующий отрывок из «Шримад-Бхагаватам».

Надо совершать обряд шраддха (ведическая церемония почитания предков, во время которой усопшим предкам предлагают пинду, прасад Господа Вишну) в день макара-санкранти [когда Солнце начинает свой северный путь] или в день карката-санкранти [когда Солнце начинает свой южный путь]. Кроме того, этот обряд следует совершать в дни меша-санкранти и тула-санкранти, во время йоги, называемой въятипатой, в день, на который приходятся три титхи, во время лунного или солнечного затмения, на двенадцатый лунный день и в день, когда восходит Шравана-накшатра. Шраддху также нужно совершать в день акшая-трития, на девятый лунный день светлой половины месяца ҡарттика, во время четырех зимних и предзимних аштак, в седьмой лунный день светлой половины месяца магха, в день, когда восход Магха-накшатры совпадает с полнолунием, и в дни, когда луна совсем или почти полная, если в эти же дни восходят накшатры, от которых берут свое название различные месяцы. Помимо того, шраддху следует совершать на двенадцатый лунный день, когда он совпадает с восходом одной из таких накшатр, как Анурадха, Шравана, Уттара-пхалгуни, Уттара-ашадхи и Уттара-бхадрапада. Надо также совершать шраддху в одиннадцатый лунный день, когда он совпадает с восходом Уттара-пхалгуни, Уттара-ашадхи или Уттара-бхадрапады. И, наконец, человек должен совершать этот обряд в дни, когда восходит звезда, под которой он родился [джанма-накшатра], или в день восхода Шравана-накшатры (ШБ 7.14.20–23).

Этот отрывок указывает на то, что при соблюдении церемонии шраддхи предписанным образом человек нуждается в услугах опытного астронома. «Сурья-сиддханта» содержит правила для проведения астрономических расчетов такого уровня, который здесь требуется, и едва ли можно себе представить, как эти расчеты могли бы иметь место без определенной вычислительной системы адекватной сложности. К примеру, в «Сурья-сиддханте» Bьятипата-йога определяется как время, когда «Луна и Солнце находятся в разных аянах (от санскр. «движение»), сумма их долгот равна 6 знакам (почти), а их отклонения равны» (Шастрин Бапу Дева, Сурья-сиддханта/пер. Калькутта: Baptist Mission Press, 1860, репринтное издание в Biblioteca Indica, New Series № 1, Hindu Astronomy I., стр. 72). Если не вдаваться в глубокие размышления по поводу астрономии, то такая комбинация планет просто не может прийти в голову!

Подобные ссылки на детальное знание астрономии разбросаны по всему «Бхагаватам». Например, Вьятипата-йога также упоминается в ШБ 4.12.4950. В книге «Кришна, Верховная Личность Бога» (том 2, глава 28, стр. 264) повествуется, как однажды во времена Кришны люди со всей Индии собрались на Курукшетре по случаю полного солнечного затмения, которое было предсказано благодаря астрономическим вычислениям. Также ШБ 10.28.7 комм. рассказывает, как однажды Нанда Махараджа слишком рано начал омываться в реке Ямуне, за что и был схвачен слугой Варуны, поскольку в этом случае лунный день экадаши (санскр. एकादशी «одиннадцать» одиннадцатый день (титхи) после полнолуния и новолуния каждого лунного месяца в индуистском календаре) закончился бы в необычайно ранние часы. В нашей обыденной современной жизни мы едва ли даже думаем об астрономии, но, похоже, что в ведические времена ежедневная жизнь постоянно регулировалась согласно астрономическим условиям.

Та роль, которую астрология играла в ведической культуре, говорит о том, что в ведические времена существовали крайне сложные системы астрономических вычислений. Традиционно в Индии для астрономических расчетов использовались астрономические сиддханты, и астрология в своей традиционной форме была бы немыслима без помощи высокоточных систем астрономических вычислений. Шрила Прабхупада утверждал, что астрология играла существенную роль в церемониях карма-канды (санскрит. कर्मकांड, karmakāṇḍa – раздел Вед, описывающий ритуалы, совершаемые ради обретения материальных благ), проводимых ведическим обществом. На важность астрологии в ведическом обществе указывают нижеследующие ссылки: ШБ 1.12.12 комм., 1.12.29 комм., 1.19.10 комм., 6.2.26 комм., 9.18.23 комм., 9.20.37 комм. и 10.8.5, а также «Чайтанья-Чаритамрита» Ади-лила 13.89-90 и 17.104.

Эти цитаты говорят о том, что традиции вайшнавов тесно связаны с астрономическими сиддхантами. Западные ученые могут заключить, что эта тесная связь продукт «индусского синкретизма», появившийся в христианскую эру и инициированный бессовестными брахманами, которые незаконно присвоили греческую науку астрономии, а также состряпали писания, такие как «Шримад-Бхагаватам». Тем не менее если вайшнавская традиция на самом деле подлинна, тогда эта связь должна быть реальностью и восходить к многотысячелетней давности.

1.4. ДАТА НАЧАЛА КАЛИ-ЮГИ

Представьте следующую картину. Наступило 18 февраля 3102 года до нашей эры. На меридиане Уджджайн в Индии полночь. Семь планет, включая Солнце и Луну, не видны, так как выстроились в одну линию на противоположной стороне Земли. Прямо над головой во мраке ночи парит темная невидимая планета Раху.

По утверждению джйотиша-шастр, именно такое расположение планет наблюдалось в этот день и символизировало начало Кали-юги. В «Сурья-сиддханте» время измеряется в днях от начала Кали-юги, и предполагается, что семь планет в своих двух циклах выстраиваются в один ряд со звездой Дзета ζ Рыб в нулевой день. Эта звезда, которая на санскрите называется Ревати, используется как точка отсчета для определения небесных долгот в джйотиша-шастрах. Положение Раху в нулевой день, как предполагается, составляет 180° от этой звезды. Примерно аналогичные допущения делаются в других астрономических сиддхантах (в некоторых системах, например, в системе Ариабхаты, Кали-юга началась с восхода Солнца, а не в полночь. В других системах допускается близкий парад планет, а не точный).

В «Чайтанья-Чаритамрите» Ади-лила 3.9–10 настоящая дата текущего дня Брахмы определяется так. (1) Настоящий Ману, Вайвасвата, седьмой по счету, (2) 27 дивья-юг его эпохи (манвантары) уже прошли, и (3) мы живем в Кали-югу 28-й дивья-юги. «Сурья-сиддханта» также подтверждает эту информацию, и для ее расчетов положений планет необходимо знание ахарганы, или точного количества прошедших дней в Кали-югу. Индийский астроном Ариабхата писал, что ему было 23 года, когда прошли 3 600 дней Кали-юги (Дикшит Шанкар Балакришна, Английский перевод Бхаратийа Джйотиш Шастры. Калькутта: Gov. Of India Press, 1969, часть 2, стр. 55). Известно, что Ариабхата родился в 398 году эры Шака или 476 году нашей эры. Это соответствует стандартной ахаргане, используемой сегодня для расчетов в «Сурья-сиддханте».

Например, 1 октября 1965 года соответствует 1 850 569 дню Кали-юги. Исходя из этого, можно определить, что Кали-юга началась 18 февраля 3102 года до нашей эры по григорианскому календарю. Именно поэтому вайшнавы считают, что игры Кришны с Пандавами во время битвы на Курукшетре произошли приблизительно 5 000 лет назад.

Неудивительно, что западные ученые считают эту дату начала Кали-юги выдумкой. Более того, по их мнению, битвы на Курукшетре вообще не было, а цивилизация, описанная в ведической литературе, – это всего лишь продукт поэтического воображения. Интересно было бы узнать мнение современных астрономов о положении планет на 18 февраля 3102 года до нашей эры.

В Таблице 5 даны долготы планет относительно Дзеты ζ Рыб в начале Кали-юги. Цифры в колонке «Современная фактическая долгота» означают фактическое положение планет в это время в соответствии с современными расчетами (эти данные были получены с помощью компьютерных программ, выпущенных Питером Даффет-Смитом (Даффет-Смит П., Практическая астрономия с компьютером. Кембрижд: Cambridge Univ. Press, 1985)). Мы можем видеть, что, по данным современной астрономии, приблизительный парад планет произошел в начале Кали-юги. Пять планет были в интервале 10° от ведической нулевой звезды, кроме Меркурия (-19°) и Сатурна (-27°). Раху также был в 18° от меридиана Дзеты ζ Рыб на противоположной стороне.

ТАБЛИЦА 5

Небесные долготы планет в начале Кали-юги

 

Планета

Современная средняя долгота

Современная фактическая долгота

Луна

-6°04՛

-1°14՛

Солнце

-5°40՛

-3°39՛

Меркурий

-38°09՛

-19°07՛

Венера

27°34՛

8°54՛

Марс

-17°25՛

-6°59՛

Юпитер

11°06՛

10°13՛

Сатурн

-25°11՛

-27°52՛

Раху

-162°44՛

-162°44՛

 

В этой таблице показаны небесные долготы планет относительно звезды Дзеты Рыб (Ревати на санскрите) во время восхода Солнца 18 февраля 3102 г. до н. э. в начале Кали-юги. Долгота выражена в градусах (°) и минутах (´).

Цифры в колонке «Современная средняя долгота» показывают среднее положение планет в начале Кали-юги. В соответствии с современной астрономией, среднее положение планеты – это то положение, которое планета имела бы при своем равномерном движении со средней скоростью. Так как планеты увеличивают или сбрасывают свою скорость, то фактическое положение иногда после или перед ее средним положением. Похожие концепции фактических и средних положений есть и в «Сурья-сиддханте». Однако стоит заметить, что «Сурья-сиддханта» допускает точный средний парад планет в начале Кали-юги и лишь приблизительный фактический парад.

Такие парады планет, как даны в Таблице 5, – очень редкое явление. Чтобы выяснить, насколько они редки, мы провели компьютерное исследование парадов, вычислив положения планет от начала Кали-юги до настоящего времени (единица измерения – интервал из трех дней). Мы измеряли точность парада планет с помощью средней абсолютной величины долготы планеты относительно Дзеты ζ Рыб (для Раху мы использовали абсолютную величину долготы по отношению к точке 180° от Дзеты ζ Рыб). Наша программа разделила время от начала Кали-юги до сегодняшнего дня приблизительно на 510 интервалов при единице измерения 10 лет. В течение всего этого периода мы обнаружили только три интервала по 10 лет, когда происходил парад планет с такой же точностью, какой он был в начале Кали-юги.

Мы думаем, что датировка начала Кали-юги 3102 годом до нашей эры основана на реальных исторических фактах, и сам факт необычного расположения или парада планет в то время уже является предметом истории. По расхожему мнению современных ученых, эпоха Кали-юги была выдумана в раннем средневековье. Согласно этой гипотезе, индийские астрономы прибегли к греческой астрономии и выяснили, что ближайший парад планет случился в 3102 году до нашей эры. Проведя сложные расчеты, результатом которых стало это открытие, они затем изобрели вымышленную эру Кали-юги и убедили весь индийский субконтинент, что эта эра уже продолжается почти три тысячи лет. Как следствие, многие Пураны были составлены в соответствии с данной хронологией, и все индусы стали думать, что эти произведения, хотя и неизвестные их предкам, существовали тысячи лет назад.

Возникает вопрос: кому же придет в голову искать астрономические парады планет в тысячелетнем прошлом и затем переписывать историю всей человеческой цивилизации на основе какого-то открытого парада планет? Не лучше ли предположить, что история Кали-юги правдоподобна, что парад планет, случившийся в ее начале, является памятным событием в истории и что Пураны на самом деле были составлены задолго до начала этой эры?!

Следует заметить, что в Индии есть много исторических летописей, в которых используются даты, отсчет которых ведется от начала Кали-юги. Во многих случаях эти даты значительно меньше 3102 года, то есть они указывают на время до начала христианской эры. Любопытные примеры таких дат даны в книге «Ади Шанкара» (Кулкарни Ш.Д., Ади Шанкара. Бомбей: Shri Bhagavan Vedavyasa Itihasa Samshodhana Mandira, 1987), изданной Ш.Д. Кулкарни в связи с датировкой жизни Шанкарачарьи. Также можно найти ссылки на такие даты в «Эпохе войн Бхараты» (Агарвал Г.Ч., Эпоха войн Бхараты. Дели: Motilal Banarsidasa, 1979), серии статей об истории «Махабхараты», опубликованной Г.Ч. Агарвалом. Существование многих таких дат в разных уголках Индии указывает на то, что эра Кали, начавшаяся в 3102 году до нашей эры, реальна и не является изобретением средневековых астрономов постптолемеевского периода (некоторые говорят o 3101 годе до нашей эры как о дате начала Кали-юги. Одна из причин этой путаницы заключается в том, что в некоторых случаях нулевой год считают между 1 годом до нашей эры и 1 годом нашей эры, а в других случаях этого не делается).

Здесь может возникнуть возражение, что парад планет, определенный с помощью современных расчетов для начала Кали-юги, является приближенным, в то время как астрономические сиддханты обычно дают точное положение планет. Это указывает на серьезную ошибку в джйотиша-шастрах.

В ответ скажем, что, хотя современные вычисления до некоторой степени точны касательно нашего исторического прошлого, у нас нет данных астрономических наблюдений, которые были получены за несколько сотен лет до Рождества Христова и которые можно было бы сопоставить с имеющимися.

Ссылка на 1 часть
Ссылка на 2 часть
Ссылка на 3 часть


Интересно знать..
  • Веды
    Веды
    Веды

    В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества

    Читать далее
  • Книги
    Книги
    Книги

    Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.

    Читать далее
  • Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары

    Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.

    Читать далее
  • Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария

    В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.

    Читать далее