"Ведическая космография и астрономия". Глава 2. Часть 1
Ричард Томпсон
«Ведическая космография и астрономия». Глава 2. Часть 1.
2. ВЕДИЧЕСКАЯ ФИЗИКА: ПРИРОДА ПРОСТРАНСТВА, ВРЕМЕНИ И МАТЕРИИ
«Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они не реальны». (ШБ 1.1.1)
Наши идеи природы пространства, времени и материи являются важнейшими составляющими нашего представления о космосе. Если мы посмотрим на небеса, наши глаза не увидят ничего, кроме световых структур. Сами по себе эти структуры ничего не говорят о природе источников этого света. Чтобы сказать что-то о космических механизмах его генезиса, необходимо предположить, что вселенная сделана из некого вещества или материи, которая обладает определенными свойствами и изменяется по определенным законам. Сделав такое предположение, мы затем можем спросить себя: какой механизм этой материи, действующий в согласии с законами, породил бы наблюдаемые структуры света? Если удача благоволит к нам, и мы сформулировали последовательное объяснение полученной информации, основанной на предполагаемых законах и свойствах, тогда мы склонны допустить, что правильно поняли структуру вселенной. В нашем воображении теоретические модели приобретают статус конкретной реальности, и у нас такое чувство, словно мы держим вселенную на ладони нашей руки.
Почти на всем протяжении современной истории человечества люди ограничивали себя поверхностью Земли и основывали свои идеи о природе материи на наблюдениях, которые совершали в этой ограниченной сфере, используя свои органы чувств. За последние двести или триста лет западные ученые использовали экспериментальные наблюдения и анализ экспериментальных результатов, чтобы создать обширную отрасль знания – современную физику, которая дает детальное описание свойств материи и законов, обуславливающих ее поведение. Современный западный взгляд на природу и структуру вселенной как единого целого основан на интерпретации наблюдаемых небесных феноменов в рамках современной физики.
Тезис этой книги заключается в том, что рамки современной физики слишком ограниченны, чтобы охватить множество явлений, происходящих в этой вселенной. В частности, эти рамки не могут вместить многие аспекты вселенной, которые описаны в ведической литературе, и поэтому ведические свидетельства часто кажутся абсурдными или мифическими с точки зрения современной науки. Многие допущения современной физики принимаются людьми в качестве основы мировоззрения. Эти заключения несовместимы с фундаментальными постулатами ведического мировоззрения, и вследствие этого они служат препятствием для свободного доступа людей к ведической литературе. В этом разделе мы попытаемся облегчить эту трудность, обсуждая природу материальной энергии в свете того, как она описана в ведической литературе. Поскольку это очень глубокий и сложный предмет, мы сможем затронуть лишь несколько моментов, которые помогут нам в понимании ведической космологии.
2.1.РАСШИРЕНИЕ НАШЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
Прежде чем сделать радикальный отход от наших привычных концепций, мы рассмотрим некоторые сравнительно умеренные примеры, в которых ведическая литература касается феноменов и теоретических идей, не вписывающихся в современные рамки научной мысли. Эти примеры иллюстрируют два главных момента:
Хотя многие физические идеи противоречат современной научной мысли, все же они допускают возможность разрешения противоречий с помощью расширения концептуальных рамок современной науки.
Многие идеи, относящиеся к нашей физической картине мира, упоминаются в таких произведениях, как «Шримад-Бхагаватам», лишь вкратце, поскольку эти книги не предназначены для того, чтобы служить учебниками по астрономии или физике.
Таким образом, концептуальные новшества, необходимые для гармонизации ведической картины мира с современной наукой, возможно, трудноосуществимы, потому что они нуждаются в идеях, которые коренным образом расширяют современные теории, но при этом сами не изложены в конкретной форме в доступных ведических текстах.
Наш первый пример приводится в ШБ 3.26.34 комм. Там сказано, что элемент эфира служит своего рода субстратом для создания умом тонких форм и что он также участвует в циркуляции жизненного воздуха внутри тела. Шрила Прабхупада говорит, что этот стих является потенциальной основой для большой научно-исследовательской работы, и на самом деле это дает идею того, как тонкий ум может взаимодействовать с грубыми элементами тела и мозга.
Однако в теоретической структуре современной физики на сегодняшний день нет места для такой концепции ума и элемента эфира (хотя некоторые физики пусть и неуверенно, но стали поддерживать такие идеи). Как следствие, в основном ученые еще придерживаются идеи, что взаимодействие мозга с явно нефизическим умом невозможно. Это в свою очередь обрекает их на неспособность поверить во множество феноменов, которые подразумевают существование такого ума, даже если эмпирические свидетельства этого феномена существовали на протяжении многих лет. Эти феномены включают в себя психические явления, которые изучают парапсихологи, а также опыт пребывания вне тела и спонтанные воспоминания маленьких детей о своих прошлых жизнях.
Наша цель не состоит в том, чтобы привести доводы в пользу таких феноменов. Наша основная мысль такова, что людям (включая ученых) крайне трудно понять специфические идеи, касающиеся реальности, пока эти идеи не вписываются в знакомую и общепринятую концептуальную систему. Современные физические теории разработаны до мельчайших технических подробностей, и тот, кто живет в мире концепций, питающих эти теории, может решить, что ведическая идея эфира кажется грубой и неубедительной. Кроме того, готовности принять ведические идеи может мешать их недопонимание. Например, Эйнштейн¹ считал, что под эфиром подразумевается «люминифорный эфир». Но возможность, предполагающая расширение теории физики благодаря введению новой концепции эфира, которая согласуется с ведической концепцией, а также с экспериментальными наблюдениями, все же существует. И такая расширенная теория может дать объяснения многим феноменам, считающимся сейчас в научном смысле невозможными.
Тексты, такие как «Шримад-Бхагаватам», были написаны с целью дать всем людям ясное объяснение определенных духовных идей. Тем не менее они неизбежно делают ссылки на много иных идей, которые знакомы людям древней ведической культуры, но которые очень необычны для людей с современным западным образованием. Интересной иллюстрацией этому является аналогия, приведенная Шрилой Санатаной Госвами, в которой превращение низкорожденного человека в брахмана сравнивается с трансформацией колокольного металла в золото с помощью алхимического процесса (ШБ 5.24.17 комм.).
Процесс алхимии не описан, и, ссылаясь на современную науку, мы склонны считать такое превращение невозможным. Однако словарь определяет колокольный металл как сплав меди и олова, и если мы обратимся к периодической таблице элементов², то обнаружим, что атомные числа меди и олова в сумме дают атомное число золота³. Это подтверждает, что в приведенном примере наверняка что-то есть. И если так, тогда, вероятно, это подразумевает обширную область практического и теоретического знания, которое нам абсолютно неизвестно. Однако для Санатаны Госвами эта трансформация служит законным примером, иллюстрирующим духовную эволюцию людей.
¹ Эйнштейн, Альберт (1879 –1955) – немецкий физик, создатель теории относительности и один из создателей квантовой теории и статистической физики.
² Здесь имеется в виду Периодическая система химических элементов, открытая русским ученым Д.И. Менделеевым в 1869 году.
³ Au = ∑ (Cu, Sn). Здесь атомный номер меди равен 29, атомный номер олова – 50, атомный номер золота есть сумма двух предыдущих – 79.
-
Веды
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Читать далее -
Книги
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Читать далее -
Лекции \ Семинары
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
Читать далее -
Храм Ведического Планетария
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читать далее