"Ведическая космография и астрономия". Глава 3. Часть 2. Продолжение
Ричард Томпсон
«Ведическая космография и астрономия». Глава 3. Часть 2.
3. ВЕДИЧЕСКАЯ КОСМОГРАФИЯ
3.2. НАША ЗЕМЛЯ
В этой книге мы примем как само собой разумеющееся, что планету Земля, на которой мы живем, можно представить как шар диаметром 8 000 миль. В наш век межконтинентальных путешествий на реактивных самолетах даже обычный человек может без труда собрать обильные свидетельства, подтверждающие это. Коммерческие авиакомпании ежедневно совершают рейсы по маршрутам, сеть которых полностью покрыла Землю, включая даже необитаемые района. Достаточно беглого взгляда на карту маршрутов, чтобы обнаружить, что каждый из них представляет собой гигантскую окружность – кратчайший путь, соединяющий две точки на поверхности земной сферы (в силу политических соображений есть, конечно, некоторые исключения). Каждый может наблюдать изменение временных поясов согласно шаровидной форме Земли. И, в конце концов, разве могло бы руководство авиалиний организовать регулярные рейсы из одного города в другой, если бы ошибалось насчет размера и формы Земли, а также местоположения городов на ней?
На Земле существует множество регионов, которые были тщательно исследованы. Однако в то же время трудно отрицать, что самолеты облетели каждый уголок на поверхности Земли, включая Арктику и Антарктику. В научно-популярных статьях можно прочесть о том, как живут зимой на южнополярных американских базах, или об искусственных спутниках, орбита которых разнится между экваториальной и околополярной. Таким образом, знания людей об отдаленных, редко посещаемых регионах Земли также согласуются с идеей, что наша планета имеет форму шара.
Однако, если с точки зрения нашего обыденного сенсорного опыта Землю и можно рассматривать как шар, мы констатировали, что есть иная точка зрения, с которой Земля шаром не является. Сама идея сферы основана на трехмерной евклидовой геометрии. Если трехмерный континуум нашего обыденного опыта – это просто ограниченный аспект многомерной реальности, то совершенно очевидно, что земной шар – это также лишь аспект той высшей реальности. Чтобы понять, что эта реальность из себя представляет, мы должны выйти за рамки трехмерных структур, таких как сфера и плоскость. Йог, который может перемещаться с одного континента на другой с помощью прапти-сиддхи, не воспринимает Землю как шар. Также и человек, который глубоко осознал, что Вриндаван в Индии не отличен от безграничного духовного мира Голоки, не может думать о Земле просто, как о маленьком шаре. Земной шар может быть аспектом реальности, которую он ощущает, но, говоря о своем восприятии Земли, он волен выбрать те аспекты реальности, которые для него наиболее важны.
Мы полагаем, что, хотя очень трудно и даже невозможно исчерпывающе описать словами совокупную реальность мира, все же различные ее аспекты описанию на понятном языке поддаются. Эти аспекты соответствуют разным перспективам, которые в свою очередь зависят от разных статусов и сенсорных способностей наблюдателей. Для описания вселенной с точки зрения многих оригинальных перспектив, даже если они совершенно противоположны, вполне могут подойти простые геометрические образы, хотя сама идея описания мира как единого целого неверна. В этой книге мы предположим, что космологическая система «Бхагаватам» – это упрощенная картина вселенной с точки зрения полубогов, риши и высокоразвитых людей, которые являются главными героями этого произведения. В противоположность этому, всем известное представление о земном шаре – это обоснованное описание нашего мира с точки зрения людей, наделенных обычными человеческими органами чувств. Это касается и картины мира, изложенной в астрономических сиддхантах, которые, как мы выяснили в Главе 1, являются органичной частью ведической культуры. Так, Земля также описывается как маленький шар, а астрономическая тематика ограничена феноменами, которые люди могут наблюдать с помощью своих грубых чувств.
3.2.1. БХАРАТА-ВАРША
В общем и в целом, все вышесказанное – это наша ключевая идея о природе взаимосвязи между ведической космологией и современной картиной мира. Тем не менее, чтобы придать этой идее больше ясности и конкретики, ее необходимо разработать до мельчайших деталей. К этому мы теперь и переходим. Начинаем с вопроса о том, как наша Земля связана со всей Бху-мандалой.
В Шримад-Бхагаватам (ШБ) 5.19.21 комм. Шрила Прабхупада называет Бхарата-варшей Индию и отмечает, что полубоги стремятся там родиться. В ШБ 2.7.10 комм. планета Земля отождествляется с Бхарата-варшей. Подобное же утверждение делается и в ШБ 1.12.20 комм. В ШБ 3.18.19 комм. Шрила Прабхупада говорит, что планета Земля в свое время называлась Илаврита-варшей, но, когда здесь правил Махараджа Парикшит, она называлась Бхарата-варшей. В результате дальнейшего политического деления название «Бхарата-варша» стало относиться лишь к территории Индии. Идея того, что Бхарата-варшей именовалась вся Земля, также встречается в ШБ 4.22.36 комм., где Шрила Прабхупада утверждает, ссылаясь на Пураны, что царством Раваны была, скорее всего, Бразилия, а не Цейлон.
В ШБ 1.12.5 Земля, которой правил Махараджа Юдхиштхира отождествляется с Джамбудвипой, а в ШБ 4.12.16 Земля, которой правил Дхрува Махараджа, идентична самой Бху-мандале. Далее ШБ 5.1.22 повествует, что Махараджа Прияврата правил всеми планетами вселенной (акхила-дхара-мандала), и Шрила Прабхупада отмечает, что нам трудно понять, где же находился сам Махараджа Прияврата.
В дополнение к своим утверждениям, отождествляющим нашу Землю с Бхарата-варшей, Шрила Прабхупада также делает замечания, указывающие на то, что некоторые регионы Бху-мандалы не являются ее частью. Мы уже встречали его определение других восьми варш Джамбудвипы – «низшие небесные планеты». В ШБ 4.18.20 об одной из этих варш, известной как Кимпуруша-варша, говорится как о планете, чьи обитатели наделены удивительными мистическими силами. В ШБ 3.23.39 комм. Шрила Прабхупада описывает гору Меру как излюбленное место полубогов, которое «находится где-то между Солнцем и Землей», в ШБ 3.2.8 комм. он говорит, что Луна родилась из молочного океана «на высших планетах». В ШБ 5.1.8 комм. Шрила Прабхупада говорит о «планете, покрытой большей частью гигантскими горами, одна из которых – гора Гандхамадана». Эта гора служит одной из границ Илаврита-варши (ШБ 5.16.10). Комментируя описание Илаврита-варши в ШБ 5.16.10, он проводит различие между горами планеты Земля и «колоссальными горными регионами вселенной». И, наконец, в ШБ 8.2.14-19 комм. он описывает гору Трикуту, окруженную океаном молока, которая находится на другой планете.
Все эти утверждения можно примирить между собой, если принять идею, что Земля в «Бхагаватам» – это диск Бху-мандала, и лишь маленькая ее часть доступна для ограниченных чувств современных людей. В предыдущих югах были доступны более обширные регионы Бху-мандалы, и, соответственно, люди воспринимали Землю большего размера. Так, во времена Махараджи Юдхиштхиры, к концу Двапара-юги, люди имели доступ ко всей области Джамбудвипы, а люди, жившие в Сатья-югу в период правления Дхрувы Махараджи, – ко всей Бху-мандале. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что, приняв облик обычных людей, дом Господа Чайтаньи посещали жители разных двип Бху-мандалы. Думать о Земле как о Бху-мандале естественно как раз для таких существ.
-
Веды
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Читать далее -
Книги
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Читать далее -
Лекции \ Семинары
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
Читать далее -
Храм Ведического Планетария
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читать далее