"Ведическая космография и астрономия". Глава 3. Часть 2.3-4
Ричард Томпсон
«Ведическая космография и астрономия». Глава 3. Часть 2.3-4
3. ВЕДИЧЕСКАЯ КОСМОГРАФИЯ
3.2. НАША ЗЕМЛЯ
3.2.3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Рис. 15. Представление древних скандинавов о Земле как о круглом острове, омываемом мировым морем. Асгард, обитель Богов, находится на пике громадной годы в центре Земли.
Asgard – Асгард, или обитель богов-асов
Asenheim – Асенхейм, буквально «дом богов-асов», то есть райское царство
Midgard – Мидгард, или «мир людей»
Der Strom Ifing oder das Weltmeer – Ифинг, или Мировое море
Nordri – Север
Austri – Восток
Sudri – Юг
Westri – Запад
Зубчатое кольцо, опоясывающее Мидгард, — это Ермунганд, или Мировой Змей.
Какая бы доля правды ни была в истории о Сурте, древние скандинавы имели ясную концепцию Земли, которая очень похожа на Джамбудвипу, описанную в «Бхагаватам». Они представляли себе Землю как круглый остров, омываемый мировым морем. В центре острова возвышается громадная гора, на вершине которой находится Асгард, обитель богов* (см. Рис. 15). Интересно, что на Асгарде обитает 432 000 воинов-богов – это число, которое часто фигурирует в ведической литературе (МГ, стр. 162).
В своей книге «Шаманизм» (ШМ) Мирча Элиадэ пишет, что идея трех миров со вселенской осью, роль которой играет гора, чрезвычайно распространена. Она встречается в древних культурах Египта, Индии, Китая, Греции и Месопотамии. Более того, она типична для племенных сообществ, разбросанных по всей Азии, Африке и обеим Америкам. В Центральной Азии названия главной горы, такие как Сумбер, Сумур или Сумер, явно связаны с санскритским названием Сумеру. Своя гора была у греков, это Олимп, а у иранцев – Харабезаити (Эльбрус). У германцев – Химингбйорг, у саксонцев – Ирминсул, «вселенская колонна, которая все поддерживает» (ШМ, стр. 261). У китайцев – гора Кхун-Лун, на которой находились жилища бессмертных (НЦК, стр. 566–567). У вавилонян космической горой служил Зиккурат, а центральная колонна кочевых поселений в Азии и Северной Америке несла в себе подобный символический смысл (ШМ, стр. 261–262). Нидхам в своей книге «Наука о цивилизациях Китая» пишет, что «колесообразные карты», рисующие землю в виде круга с горой в центре, были очень распространены в древнем мире. Он не уверен в том, являются ли эти карты изначально индийского или вавилонского происхождения, но он подчеркивает, что они, похоже, возносятся к традиции глубокой древности в обоих местах (НЦК, стр. 588–590).
Связь между традицией североамериканских индейцев с ведической цивилизацией может казаться надуманной, однако от некоторых совпадений трудно отмахнуться. К примеру, индейцы сиу рассказывают о цикле из четырех веков. В этой истории есть образ буйвола, который с каждым веком теряет одну ногу. Сейчас мы живем в последний век – век деградации, – и у буйвола одна нога. В «Бхагаватам» содержится такая же история о быке Дхарме, который сейчас, в заключительный век цикла (век Кали), стоит на одной ноге (СС1, стр. 9).
Рис. 16. Фрагмент из Мадридского кодекса майа (Maya Codex Tro-Cortesianus), возможно, изображает пахтанье молочного океана. Здесь есть черепаха, мутовка и змеевидная веревка, которую тянут существа, похожие на полубогов и асуров.
Другой пример того, что может быть остатками ведического мировоззрения, мы видим на Рисунке 16. Это фрагмент из Мадридского кодекса майа. Некоторые считали, что на нем изображен процесс пахтанья молочного океана, как он описывается в ведической литературе. Рисунок трудно интерпретировать, но на нем действительно изображены черепаха, центральная мутовка и змееподобное существо, которое тянут, по всей видимости, полубоги и асуры. С одной стороны, этот рисунок впечатляет, с другой же – ввергает в уныние. Такова природа подобных свидетельств, ведь проследить их историю крайне трудно, если не невозможно. Мы же склонны полагать, что присутствие во многих мировых культурах тем, связанных с ведической космологией, служит доказательством существования единой культуры в далеком прошлом – культуры, которая повсюду эти темы популяризировала.
3.2.4. ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ
Итак, мы развили идею, что Земля, как мы ее воспринимаем, – это маленький шар и одновременно часть региона, которая известна как Бхарата-варша в многомерной структуре Бху-мандалы. Мы предположили, что связь между земным шаром и Бху-мандалой многомерна. Поскольку эта идея чужда западному образу мышления, мы посвятим этот подраздел обсуждению других примеров из «Бхагаватам», указывающих на то, что Земля (и, в частности, Индия) связана с более высокими уровнями реальности. Прибегнув к терминологии современной физики, мы можем говорить об идее многомерной связи как о принципе соответствия, связывающем знакомый нам земной шар со структурой, описанной в ведической литературе.
В «Бхагаватам» есть много ссылок, свидетельствующих о том, что в прошлые века полубоги и великие риши часто приходили на эту Землю. Например:
- Трита Муни, который стал одним из семи мудрецов на Варуналоке, был выходцем из западных районов нашей Земли (ШБ 1.9.7 комм.).
- Обитатели Ваюлоки (воздушных планет) были приглашены на жертвоприношение Махараджи Марутты, чтобы продемонстрировать свое кулинарное мастерство. (Также где-то в Гималаях находится золотой горный пик, принадлежащий Махарадже Марутте.) (ШБ 1.12.33 комм.).
- Вишвавасу, повелитель гандхарвов, выпал из своего вимана (самолета), увидев, как Девахути играет с мячом на крыше дворца (ШБ 3.22.170).
- Атри Муни совершал аскезы в долине горы Рикши, около реки Нирвиндхья в Индии (ШБ 4.1.17).
- Жертвоприношение, на котором Дакша оскорбил Господа Шиву, произошло в месте слияния Ганги и Ямуны (ШБ 4.2.35).
- Парвати, жена Господа Шивы, родилась дочерью Гималаев (ШБ 4.7.58–59).
- Сваямбхува Ману правил из Брахмаварты, которая находится в Индии, где река Сарасвати течет на восток (ШБ 4.19.1).
- Индра опьянел от сома-расы на жертвоприношении Махараджи Гаи (ШБ 5.15.12).
Эти примеры говорят о том, что в прошлом на Земле происходили события, выходящие за рамки наших теперешних чувств. В «Бхагаватам» (включая санскритские тексты и комментарии Шрилы Прабхупады) эти события описываются с точки зрения личностей, чей сенсорный уровень выше, чем у современных людей, и потому они представлены как нечто обыденное. В «Чайтанья-чаритамрите» есть примеры, свидетельствующие о том, что подобное происходит на Земле даже сегодня. К примеру, ЧЧ МЛ 9.174–177 описывает встречу Господа Чайтаньи с Господом Шивой на холме Шри Шайла в Южной Индии. Там отмечается, что Господь Шива и Деви жили на том холме вместе с Господом Брахмой и всеми полубогами. Однако из этого описания ясно, что обычные люди этого не видели.
В книге «Кришна, Верховная Личность Бога» (том 2, глава 4, стр. 44–45) рассказывается, что приданое царя Нагнаджита состояло из 90 000 000 лошадей и рабов «количеством в 100 раз больше, чем лошадей». Современные ученые используют подобные утверждения этого в качестве повода отвергнуть ведические писания как «индусскую мифологию» или крайне безответственную фантазию. Однако, как мы уже выяснили, их интерпретация противоречит многочисленным свидетельствам, указывающим на важность и серьезность цели ведической литературы. Мы полагаем, что в истории о царе Нагнаджите использованы такие большие числа, поскольку описанные события происходили на более высоком уровне восприятия, который был доступен людям тех времен, а точнее поздней Двапара-юги.
Во многих культурах по всему миру мы обнаруживаем идею, что раньше люди напрямую контактировали с высшими мирами и их обитателями (ШМ). Часто можно слышать мнение, что этот контакт был прерван в далеком прошлом из-за падения, которое обрекло людей на жизнь, наполненную борьбой в условиях космического отчуждения. Пример этому – падение Адама и Евы в иудео-христианской традиции. Что касается ведической литературы, то ее можно рассматривать как написанную с точки зрения перспективы, предшествующей падению. Хотя эта литература повествует о деградации человеческого общества в век Кали, в общем она описывает события, происходившие в сообществах, где коммуникация со сферами более высоких измерений была обычным делом.
*Ифинг (сканд.) – широкая река, отделяющая Асгард, обитель богов, от дома етунов, больших и сильных колдунов. Ниже Асгарда находился Мидгард, где в солнечном эфире был построен дом Эльфов Света. По своему расположению и порядку размещения все эти дома соответствуют Дэва- и другим локам индусов, населенным разными классами богов и асуров.
-
Веды
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Читать далее -
Книги
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Читать далее -
Лекции \ Семинары
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
Читать далее -
Храм Ведического Планетария
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читать далее