Лекции и книги Александра Хакимова

Бог – всепривлекающее живое существо, обладатель этого мира. Он создает великое разнообразие энергий и форм, чтобы человек наслаждался своей свободой выбора. Но, когда человек исчерпает все свои попытки быть счастливым, он постепенно поймет, что Бог – это его самый лучший выбор.

"Карма" А.Г.Хакимов

"Ведическая космография и астрономия". Глава 3. Часть 3


"Ведическая космография и астрономия". Глава 3.  Часть 3
20 Июля, 2023
"Ведическая космография и астрономия". Глава 3. Часть 3

Ричард Томпсон

«Ведическая космография и астрономия». Глава 3. Часть 3.

3. ВЕДИЧЕСКАЯ КОСМОГРАФИЯ

3.3. ПЛАНЕТЫ КАК ШАРЫ В ПРОСТАНСТВЕ

Иллюстрируя историю, когда Господь Вараха поднял Землю из океана, художники часто изображают Землю как знакомый нам небесный шар. Однако санскритские стихи «Шримад-Бхагаватам», описывающие эту лилу, не содержат никаких слов, обозначающих сферу, когда повествование касается Земли. «Вишну-пурана» рассказывает о том, что Господь Вараха поднял всю Бху-мандалу. Сказание утверждает, что, подняв Землю из водных пучин, Господь Вараха разделил ее на семь огромных континентов, как было прежде. Таким образом, становится ясно, что Земля, которая была поднята, включала в себя семь двип Бху-мандалы (ВП, стр. 65). Вайшнавский комментатор Вамшидхара в своем комментарии к ШБ 5.20.38 также подчеркивает, что Земля, поднятая Господом Варахой, является Бху-мандалой (см. главу 9).

В Пятой песни Земля недвусмысленно описывается как гигантский диск Бху-мандала. Слово бху-голам, или «земной шар», как правило, относится к сфере Вселенной, и «Бхагаватам», похоже, не делает прямых отсылок на Землю как на маленький шар. Однако астрономические сиддханты утверждают, что Земля – это маленький шар; ту же мысль можно обнаружить и в нижеследующих стихах из Пятой песни:

«Когда Солнце восходит с одной стороны Сумеру, то с другой стороны, в точке, диаметрально противоположной точке восхода, можно наблюдать его закат, а когда с одной стороны Солнце достигает зенита, то с другой стороны, в диаметрально противоположной точке, наступает полночь. Если жители обеих областей, расположенных по одну сторону Сумеру, наблюдают закат, то по другую сторону горы, в диаметрально противоположной точке, закат, разумеется, не виден» (ШБ 5.21.8–9).

Мы выяснили, что в ведические времена Землю понимали как шар и также как часть Бху-мандалы. Поэтому резонно спросить: соответствуют ли другие части Бху-мандалы шарам в некотором смысле? Действительно, Шрила Прабхупада неоднократно возвращается к идее планет, которые в форме шаров плавают в пространстве. Поскольку этот момент очень важен, мы рассмотрим некоторые из его утверждений:

1. «Земля парит в космосе вместе с миллионами других планет, которые несут на себе высокие горы и безбрежные океаны. Гам авишйа, сказано в «Бхагавад-гите». Кришна, входя в каждый атом, входит также и в Землю» (УЦК, стр. 174).

2. «Восседая на колеснице вместе с Арджуной, Кришна миновал различные планеты Вселенной. Эти планеты названы в «Шримад-Бхагаватам» сапта-двипами. Двипа означает «остров». В ведических писаниях планеты иногда именуются двипами. Планета, на которой мы живем, называется Джамбудвипа. Космос сравнивают с огромным океаном, где есть много островов – всевозможных планет. На каждой из них имеются свои океаны. На некоторых планетах это океаны соленой воды, а на других – молочные океаны. Есть также океаны из хмельных напитков и из топленого масла» (Кришна, «Верховная Личность Бога», т. 2, гл. 35, стр. 458). Похожий отрывок есть там же в томе 1, глава 1, стр. 28–29.

3. «Двипами называются планеты. Космос подобен воздушному океану. Планеты представляют собой острова в океане космического пространства и потому, так же как острова в океане воды, называются двипами» (ЧЧ МЛ 20.218 комм.). Этот комментарий начинается с цитаты из «Сиддханта-широмани», описывающей семь двип Бху-мандалы, и таким образом, Шрила Прабхупада явно не ограничивает двипы южным полушарием.

4. «Иногда планеты, парящие в космическом пространстве, называют островами. Острова есть в любом океане, и точно так же в космическом океане много самых разнообразных островов – планет, относящихся к четырнадцати локам. Проезжая на своей колеснице вслед за Солнцем, Прияврата создал семь океанов и семь планетных систем, которые в совокупности образуют Бху-мандалу, или Бхулоку» (ШБ 5.1.31 комм.).

5. «В ведических шастрах Вселенная описывается как океан пространства. В этом океане есть множество планет, и каждую из них называют двипой, или островом» (ШБ 8.19.19 комм.).

6. «Планеты парят в воздухе, как невесомые шары, только при определенных условиях, и, если нарушить эти условия, они могут упасть в океан Гарбходака, занимающий половину Вселенной. Другая ее половина представляет собой своеобразный купол, в котором находятся бесчисленные планетные системы. Парить в невесомости планетам позволяет их внутреннее устройство» (ШБ 2.7.1 комм.).

7. В ШБ 2.7.13 комм., 1.3.41 комм. и 3.15.2 комм. утверждается, что Вселенная состоит из миллионов планет и что многие из них невозможно увидеть невооруженным глазом.

В этих отрывках Шрила Прабхупада говорит о семи двипах Бху-мандалы как о планетной системе, состоящей из множества парящих в пространстве шаров. Он сравнивает космос с океаном воздуха и интерпретирует слово двипа в значении «остров, парящий в воздушном океане». Поскольку прямо «Бхагаватам» не называет двипы обособленными шарами, естественно возникает вопрос: дает ли «Бхагаватам» метафорическое описание Вселенной, и, если так, тогда как далеко мы можем зайти, давая косвенные интерпретации его утверждениям? Заметим, что отрывок 4 относится к стиху, в котором говорится, что Махараджа Прияврата создал семь двип и океанов Бху-мандалы с помощью ободов колес своей колесницы. Представить себе, как очень большая колесница могла оставить после себя концентрические колеи, которые образовывали бы океаны и острова, очень легко, но вообразить, как она могла бы произвести систему сферических планет, трудно.

Отвечая на поставленный вопрос, мы полагаем, что иногда можно давать косвенные интерпретации «Бхагаватам», но это следует делать осторожно в соответствии с общим смыслом текста и традицией парампары. Согласно ведической литературе, Вселенную очень трудно понять, поэтому совершенное детальное описание в современном западном стиле невозможно. Всякое описание может характеризовать лишь ограниченный аспект совокупной реальности, и для этого описание должно оперировать знакомыми представлениями и образами. Следовательно, любое описание Вселенной в некоторой степени должно быть косвенным и метафорическим.

Изучая какое-либо утверждение и пытаясь его понять, мы неизбежно интерпретируем его в контексте множества фундаментальных допущений, некоторые из которых мы можем даже не сознавать. Таким образом, как мы уже выяснили, буквальное чтение текста – это тоже интерпретация, которая может быть неправильной. Каков же тогда правильный ключ к пониманию текста? Мы полагаем, что он – в искренней попытке исследователя проникнуть в дух текста как единого целого и попытке осознать смысл, заложенный автором. Поскольку автор пишет неизменно в контексте какой-то традиции, это также означает погружение в эту традицию в попытке ассимилировать ее мировоззрение.

До сих пор мы представляли картину ведической космологии, основанную на наблюдении, что ведическая литература использует знакомые трехмерные образы для описания изначально не трехмерной материальной и духовной реальности. Исходя из этой интерпретации, был использован простейший образ диска Бху-мандалы для описания многомерной картины, в которой Земля рассматривается с различных точек зрения соответственно уровням чувственного восприятия. Также был использован простейший пример путешествия в открытом космосе, чтобы описать противоречащее трехмерной картине мира йогическое перемещение.

Если мы остановимся на этой интерпретации ведического мировоззрения, то один из путей для понимания идеи двип как островов в космосе следующий. Как Земля, которая является частью Бху-мандалы, кажется маленьким шаром нашим обычным чувствам, так и разные части Бху-мандалы (и прочие регионы Вселенной) могут восприниматься как плавающие в космосе шары существами на данном уровне сенсорного развития. На основе одной лишь логики мы предложили бы эту идею только как экспериментальное предположение. Однако, поскольку Шрила Прабхупада пишет, придерживаясь традиции парампары, мы полагаем, что эта идея Бху-мандалы как системы парящих планетных шаров должна гармонировать со всей ведической литературой. Просто тот образ Бху-мандалы, который в ней представлен, согласуется с известным сенсорным уровнем.

 

Веды в печатном формате и книги Александра Хакимова: https://www.ahakimov.com/books.html

Купить «Бхагавад Гита как она есть» (средняя 130x205x40):
https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/bhagavad-gita-kak-ona-est.html

Купить «Лёгкое путешествие на другие планеты»:
https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/legkoe-puteshestvie-na-drugie-planety.html
Автор: А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Обзор ведических источников, в которых содержатся научные сведения о строении атома и вселенной, а также описываются методы, с помощью которых мудрецы прошлого могли путешествовать во времени и пространстве.

Эта небольшая книга была написана в те годы, когда перед жителями Земли, казалось бы, впервые открылась возможность космических путешествий. Современный человек научился преодолевать земное притяжение, однако поселиться на какой–либо другой планете он не способен. Между тем в ведические времена людям было известно, как стать жителями не только высших материальных планет, но и вечного духовного царства. «Легкое путешествие на другие планеты» представляет собой введение в эту важнейшую сферу научного знания.

Ссылки на упоминания в книге:
Купить «Шримад-Бхагаватам» песнь 1 «Творение»:
Часть 1 https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/shrimad-bhagavatam-11.html
Часть 2 https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/shrimad-bhagavatam-12.html

Купить «Шримад-Бхагаватам» песнь 2 «Космическое проявление»:
https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/shrimad-bhagavatam-2.html

Купить «Шримад-Бхагаватам» песнь 3 «Статус кво»:
Часть 1 https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/shrimad-bhagavatam-31.html
Сокровенные истории творения материального мира. Раскрытие тайны вселенской формы Господа.

Часть 2 https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/shrimad-bhagavatam-32.html
История о полном воплощении Господа в облике Варахадевы, вселенского вепря, который спас Землю из вод на дне брахманды (вселенной), водрузив ее на свой клык.

Часть 3 https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/shrimad-bhagavatam-33.html

Купить «Шримад Бхагаватам» песнь 5 «Творческий импульс творения»:
Часть 1 https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/shrimad-bhagavatam-51.html
О деяниях Махараджи Приявраты и его потомков. Подробные описания жизни и учения Господа в облике Ришабхадевы, совершенного царя–подвижника. О царе Бхарате, чьим именем был назван весь мир. Его печальная история о том, как, привязавшись к олененку, он был вынужден в следующей жизни стать оленем, весьма поучительна. О его следующей жизни, где он достиг совершенства, практикуя йогу безумцев.

Часть 2 https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/shrimad-bhagavatam-52.html
Пожалуй, самая загадочная часть «Шримад-Бхагаватам». Здесь материальный мир сравнивают с огромным лесом наслаждений, где на каждом шагу путника подстерегают разнообразные опасности. О потомках царя Приявраты. Подробное описание устройства планетных систем вселенной с точки зрения ведической астрономии. Сведения об адских планетах и причинах, по которым туда попадают души грешников.

Купить «Шри Чайтанья-чаритамрита» Мадхья Лила. Том 4:
https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/chajjtan-ja-charitamrita-madkh-ja-lila-tom-4-glavy-17-20.html

Купить «Кришна, Верховная Личность Бога» Том 1:
https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/krishna-verhovnaya-lichnosti-boga-tom-1.html

Купить «Кришна, Верховная Личность Бога» Том 2:
https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/krishna-verhovnaya-lichnosti-boga-tom-2.html


Интересно знать..
  • Веды
    Веды
    Веды

    В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества

    Читать далее
  • Книги
    Книги
    Книги

    Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.

    Читать далее
  • Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары

    Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.

    Читать далее
  • Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария

    В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.

    Читать далее