"Ведическая космография и астрономия". Глава 3. Часть 4.1-2
Ричард Томпсон
«Ведическая космография и астрономия». Глава 3. Часть 4.1
3. ВЕДИЧЕСКАЯ КОСМОГРАФИЯ
3.4. ОРБИТА СОЛНЦА
3.4.1. ЭКЛИПТИКА КАК ПРОЕКЦИЯ БХУ-МАНДАЛЫ НА НЕБЕСНУЮ СФЕРУ
Рис. 18. Атлас (Ананта Шеша в ведической традиции) поддерживает небесную сферу. Гравюра на дереве. Уильям Каннигам (William Cuningham), 1559 г. Эклиптика изображена в виде зодиакального пояса.
Независимо от того, принимаем мы колесо Самватсары как метафору или нет, из стиха ясно одно: расстояние, которое проходит Солнце по Бху-мандале, невелико. Сравнение с маслобойкой указывает на то, что Солнце всегда тесно соприкасается с вершиной кольцеобразной горы Манасоттары. А сравнение колеса с годом также соответствует взгляду, что Солнцу требуется один год, чтобы сделать полный кругооборот по Бху-мандале.
Если спроецировать путь Солнца на небо с нашего пункта наблюдения, тогда он окажется в зодиаке. Согласно ШБ 5.22.5: «За двенадцать месяцев солнце проходит через двенадцать знаков зодиака, расположенных на колесе времени, и меняет двенадцать имен, соответствующих названиям этих знаков. Вместе эти двенадцать месяцев составляют Самватсару, или календарный год». Кругооборот Солнца по Бху-мандале («самватсара» в пункте 2 выше) занимает один год. Тогда определенные части Бху-мандалы, через которые проходит Солнце, должны соответствовать определенным знакам зодиака, расположенным вдоль эклиптики. Из этого мы заключаем, что при проецировании Бху-мандалы на небо она должна находиться на эклиптике, причем крайняя северная часть горы Манасоттары соответствует летнему солнцестоянию.
Это значит, что Бху-мандала остается неподвижной по отношению к звездам со знаками Близнецы и Рак (Митхуна и Каката) в направлении Вибхавари к северу от горы Меру и знаками Козерог и Стрелец в направлении Самьямани к югу от горы Меру (см. ШБ 5.21 о. г.). Так как за сутки звезды делают один оборот вокруг полярной оси, то понятно, что Бху-мандала также вращается вокруг этой оси. Это в свою очередь подразумевает, что существует относительное вращение между Бху-мандалой и нашей Землей. Неправильно думать, что Земля и остальная часть Бху-мандалы образуют монолитное единое плато.
Все же этот вывод мог бы рассматриваться как ошибка в гипотезе, отождествляющей Бху-мандалу с эклиптикой. Можно было бы возразить, что в соответствии с ведической литературой «Земля», или Бху, неподвижна. Если Бху-мандала делает суточные обороты со звездами и планетами, тогда ее система направлений – север, юг, восток и запад – также вращается и потому не соответствует нашей земной системе координат. Также можно было бы сказать, что в утверждении, что Солнце в течение полугода движется к северу от горы Меру, «север» следует понимать как «север небесной сферы», а «гору Меру» – как экватор этой сферы.
На эти аргументы можно ответить так: если Бху-мандала в действительности представляет собой систему шарообразных планет, плавающих в пространстве, тогда почему она не может совершать суточные вращения вокруг небесного полюса вместе с прочими звездами и планетами? Мы видим, как годовое вращение Солнца в этой системе является причиной одного дня в году для высших существ на каждой из этих планет, если последние не вращаются вокруг своей оси. В любом случае, вращается Бху-мандала или нет, ее система направлений не может соответствовать земной системе. Небесные север, юг, восток и запад нацелены в разных направлениях в разных точках земного шара, но, в отличие от этого, система направлений на плоскости в любой точке имеет те же самые ориентиры. (Например, у Северного полюса каждое направление нацелено на юг, но у горы Меру четыре стороны света четко определены).
3.4.2. НЕБЕСНЫЙ ЭКВАТОР КАК ПРОЕКЦИЯ БХУ-МАНДАЛЫ НА НЕБЕСНУЮ СФЕРУ
Эти возражения относительно первой гипотезы указывают на вторую гипотезу о проекции Бху-мандалы. Суть ее в том, что проекция Бху-мандалы на небо совпадает с небесным экватором. Это подразумевает, что плоскость Бху-мандалы параллельна поверхности Земли у полюсов. В районе Северного полюса солнце наблюдается в небе в течение полугода. Оно восходит над горизонтом во время весеннего равноденствия и медленно поднимается по спирали в небо, делая за день один виток. Во время летнего солнцестояния оно достигает апогея – 23,5 градуса над горизонтом и затем медленно опускается по спирали, снова заходя за горизонт во время осеннего равноденствия. Согласно этой гипотезе, это то, как мы наблюдали бы движение Солнца, если бы стояли на одной из двип Бху-мандалы.
Чтобы обосновать эту гипотезу, мы сначала рассмотрим следующие стихи, которые, похоже, противоречат идее, что за год Солнце совершает один кругооборот по Бху-мандале:
Перемещаясь от Девадхани, обители Индры, до Самьямани, обители Ямараджи, Солнце проходит расстояние 23 775 000 йоджан (190 200 000 миль) за 15 гхатик (шесть часов).
От города Ямараджи Солнце движется к Нимлочани, обители Варуны, оттуда – к Вибхавари, обители бога Луны, а оттуда опять к обители Индры. Подобным же образом Луна и другие звезды и планеты восходят в небе, а потом заходят и снова становятся невидимыми.
Так колесница бога Солнца, которому выражают почтение словами ом бхур бхувах свах (за что он носит имя Траймайя), объезжает эти четыре города со скоростью 3 400 000 йоджан (27 206 400 миль) в мухурту (ШБ 5.21.10–12).
Здесь мы должны отметить некоторые детали. Во-первых, 15 гхатик составляют четверть дня, а 23 775 000 йоджан соответствуют одной четверти окружности горы Манасоттары, длина которой 95 100 000 йоджан. Число 3 400 000 йоджан в мухурту гораздо труднее интерпретировать. По правилам, день состоит из 30 мухурт. Однако ШБ 3.11.8 допускает, что также использовались другие стандарты: 24 или 28 мухурт на день. Если мы используем 28, то увидим, что
28 х 3 400 000 = 95 200 000.
Также в ШБ 5.21.19 сказано, что Солнце за одно мгновение, или кшану, проходит 2 000,5 йоджаны. Это согласуется с 3 400 000 йоджанами в мухурту, если мы используем 1 700 моментов в мухурту. (ШБ 3.11.7–8 говорит о 2 250 кшанах в мухурту.)
Все эти стихи говорят о том, что Солнце делает один кругооборот в день по Бху-мандале. Если взять это за основу, то можно сделать вывод: каждый день наступает время, когда Солнце находится над Вибхавари, обителью бога Луны на горе Манасоттаре. В следующие друг за другом дни Солнце последовательно занимает ряд положений на эклиптике в одно и то же время. Сама эклиптика совершает оборот вокруг полярной оси за один звездный день, а за один солнечный день – чуть больше, чем один оборот. (Звездный день измеряется от восхода звезды, а солнечный день – от восхода Солнца до восхода Солнца.) Если мы, как и ранее, допустим, что Вибхавари, когда Солнце проходит над ней, расположена на небесной сфере близко к Солнцу, тогда из этого следует, что проекция Вибхавари на небесной сфере должна совершать один оборот по эклиптике.
Сочетая это движение с движением эклиптики в последовательные дни и предположив, что Солнце делает один оборот вокруг горы Манасоттары за солнечный день, мы обнаружим, что положение Вибхавари медленно смещается то вверх, то вниз между высшей и низшей границами эклиптики. Если мы применим эту логику к ряду других мест на Бху-мандале, нам откроется такая картина: Бху-мандала сама движется то вверх, то вниз параллельно небесному экватору по концентрической траектории, которую она проходит за один год.
Это очень странное движение, и оно противоречит допущению, что Земля находится на плоскости Бху-мандалы. Ясно, что здесь чего-то недостает. Одно из решений – это отменить условие, что Солнце всегда близко к Бху-мандале (относительно его дальности от нас). Это позволяет нам поместить Землю в плоскость небесного экватора. Теперь предположим, что Солнце движется вверх и вниз относительно Бху-мандалы в годовом цикле, одновременно делая раз в сутки оборот вокруг Бху-мандалы. В итоге мы получаем картину солнечного вращения, наблюдаемую у Северного полюса.
Такова наша вторая гипотеза. Хотя она согласуется с ШБ 5.21.10–12, все же в ней есть недочет, ибо она позволяет Солнцу двигаться очень далеко от плоскости Бху-мандалы. В соответствии с «Шримад-Бхагаватам», расстояние от Джамбудвипы до горы Манасоттары – 126 000 000 миль. Таким образом, Солнце, согласно нашей гипотезе, находясь под углом 23,5 градуса над небесным экватором во время летнего солнцестояния, должно располагаться над Бху-мандалой на расстоянии 54 786 000 миль. Во время весеннего или осеннего равноденствия оно лежит в плоскости Бху-мандалы, а во время зимнего солнцестояния – на 54 786 000 миль ниже этой плоскости. Такая картина совсем не гармонирует с описанием движения Солнца вокруг горы Меру на колеснице, сравниваемой с маслобойкой. Это также противоречит истории о Махарадже Прияврате, который ехал на своей колеснице по плоскости Бху-мандалы вслед за Солнцем и, оставив колеи, сотворил семь океанов.
Также здесь можно заметить, что суточное движение Солнца (по часовой стрелке с востока на запад) происходит, как сказано в ШБ 5.21.8–9, благодаря ветру дакшинаварта. Как правило, движение планет вокруг полярной оси приписывается ветру (ШБ 5.23.3). Если суточное движение Солнца также обусловлено этим ветром, тогда можно полагать, что годовое движение Солнца против часовой стрелки происходило бы вследствие движения колесницы по Бху-мандале. Эта интерпретация подтверждает нашу первую гипотезу, а также согласуется со следующим замечанием Шридхары Свами в его комментарии на ШБ 5.21.8–9:
Хотя левостороннее движение на фоне созвездий – это их собственное движение (свагатья), вокруг Меру, делая один оборот в сутки, светила (Солнце, Луна и прочие) двигаются вправо, подгоняемые ветром правахой и благодаря могуществу (кала) чакры.
Здесь свагатья, или «собственное движение», Солнца должно быть его годовым движением по эклиптике, поскольку это движение влево (если стоять лицом к созвездиям зодиака), а суточное движение из-за ветра направлено вправо. Таким образом, колесница Солнца должна двигаться против часовой стрелки вокруг горы Меру. (Это предполагает, что наблюдатель находится, скажем, в Северной Индии, где созвездия зодиака видны в южной части неба. В Южном полушарии, к югу от тропика Козерога, все было бы наоборот, но заключение по поводу движения Солнца все равно имело бы силу).
Мы считаем, что окончательный вывод по поводу небесной ориентации Бху-мандалы в ведической космологии невозможен без дальнейшего исследования. Здесь мы в качестве эксперимента предполагаем, что Пятая песнь «Бхагаватам» дает комбинированное описание двух типов солнечного движения. Бху-мандала используется как основополагающая структура в каждом описании, и, таким образом, противоречивая картина ее местоположения, кажется, проясняется. Отметим, что комбинированное описание двух форм движения Солнца делается в ШБ 5.21.8–9 и ШБ 5.22.1–2, где также вводится идея относительного движения. Эти стихи говорят о боге Солнца, объезжающем гору Меру, причем сама гора либо слева, либо справа от него. К сожалению, в стихах не уточняется, какое именно движение относительно плоскости Бху-мандалы происходит.
Несмотря на все эти неясности, все же понятно, что цель «Бхагаватам» – представить Бху-мандалу как реально существующую дискообразную область. Мы выяснили, что ее местоположение в пространстве должно быть связано с геоцентрической орбитой движения Солнца. В разделе 4.2 мы также увидим, что ее местоположение может быть связано с орбитами Луны и других планет. Этот аргумент послужит еще одним доказательством в поддержку гипотезы, связывающей Бху-мандалу с эклиптикой.
В заключение мы хотели бы обратить внимание на утверждение ШБ 5.21.11: «Подобным же образом Луна и другие звезды и планеты восходят в небе, а потом заходят и снова становятся невидимыми». Похоже, что здесь содержится еще одно косвенное указание на шарообразную форму планеты Земля. Поскольку светила делают вокруг этой сферы один оборот в сутки, кажется, что они восходят и садятся в любом данном месте (между Северным и Южным полярными кругами).
Веды в печатном формате и книги Александра Хакимова: https://www.ahakimov.com/books.html
Купить «Бхагавад Гита как она есть»:
https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/bhagavad-gita-kak-ona-est.html
Купить «Лёгкое путешествие на другие планеты»:
https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/legkoe-puteshestvie-na-drugie-planety.html
Автор: А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Обзор ведических источников, в которых содержатся научные сведения о строении атома и вселенной, а также описываются методы, с помощью которых мудрецы прошлого могли путешествовать во времени и пространстве.
Эта небольшая книга была написана в те годы, когда перед жителями Земли, казалось бы, впервые открылась возможность космических путешествий. Современный человек научился преодолевать земное притяжение, однако поселиться на какой–либо другой планете он не способен. Между тем в ведические времена людям было известно, как стать жителями не только высших материальных планет, но и вечного духовного царства. «Легкое путешествие на другие планеты» представляет собой введение в эту важнейшую сферу научного знания.
Ссылки на упоминания в книге:
Купить «Шримад Бхагаватам» песнь 5 «Творческий импульс творения»:
Часть 1 https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/shrimad-bhagavatam-51.html
О деяниях Махараджи Приявраты и его потомков. Подробные описания жизни и учения Господа в облике Ришабхадевы, совершенного царя–подвижника. О царе Бхарате, чьим именем был назван весь мир. Его печальная история о том, как, привязавшись к олененку, он был вынужден в следующей жизни стать оленем, весьма поучительна. О его следующей жизни, где он достиг совершенства, практикуя йогу безумцев.
Часть 2 https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/shrimad-bhagavatam-52.html
Пожалуй, самая загадочная часть «Шримад-Бхагаватам». Здесь материальный мир сравнивают с огромным лесом наслаждений, где на каждом шагу путника подстерегают разнообразные опасности. О потомках царя Приявраты. Подробное описание устройства планетных систем вселенной с точки зрения ведической астрономии. Сведения об адских планетах и причинах, по которым туда попадают души грешников.
-
Веды
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Читать далее -
Книги
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Читать далее -
Лекции \ Семинары
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
Читать далее -
Храм Ведического Планетария
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читать далее