"Ведическая космография и астрономия". Глава 6.1
Ричард Томпсон
«Ведическая космография и астрономия». Глава 6.1.
6. СОВРЕМЕННАЯ АСТРОФИЗИКА И ВЕДИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
6.1. ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ И ПЛАНЕТАРНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Чтобы создать такую новую космологию, необходимо обсудить ряд важных тем. Одна из них – это идея относительности движения. Водораздел в развитии современной астрономии был пересечен, когда Коперник заменил древнюю геоцентрическую модель Вселенной гелиоцентрической моделью. Хотя изначально относительные достоинства двух моделей были предметом дискуссий, развитие ньютоновских законов движения, казалось, давало значительную поддержку гелиоцентрической модели. Это можно сформулировать следующим образом. Если звезды и планеты вращаются вокруг Земли раз в сутки, тогда они, должно быть, приводятся в движение колоссальными центробежными силами, которые должны быть уравновешены каким-то образом. Не разумнее ли предположить, что Земля, которая гораздо меньше и компактнее, чем вся Вселенная, вращается на своей оси? Подобным образом разве не резонно допустить, что маленькая Земля вращается вокруг массивного Солнца, нежели думать, что Солнце вращается вокруг Земли?
На это возражение можно частично ответить, введя идею относительного движения. Рассмотрим два объекта, А и В, которые приближаются друг к другу с постоянной скоростью. В соответствии с классической физикой нет физической разницы между утверждением, что А находится в состоянии покоя, а В приближается к нему, и утверждением, что В покоится, а А приближается к нему. Таким образом, что касается физики, оба утверждения неоспоримы.
В классической физике не считается, что относительность касается вращения. Представим себе ось, выходящую из центра объекта А и пересекающую центр объекта В. Допустим, А вращается относительно В на своей оси. Согласно классической физике, вращательное движение порождает центробежную силу, и, следовательно, реальную скорость вращения А и В можно определить, измерив эту силу. Таким образом, А проявляет определенное количество центробежной силы, а В – нет, из чего классическая физика заключает, что А вращается, а В – нет.
Однако физик Эрнст Мах* однажды выдвинул следующий аргумент. Предположим, что А и В – это единственные объекты во Вселенной, и допустим, что их массы равны. Тогда почему же должно быть так, что А проявляет измеримые признаки вращения, а не В? В конце концов, если мы говорим, что А вращается, тогда что же вращается относительно него? Если В – это единственный другой объект во Вселенной, тогда А мог бы вращаться только относительно В. Но с таким же успехом можно было бы утверждать, что В вращается относительно А. Таким образом, Мах заключил, что ни А, ни В не могут обнаруживать центробежную силу, если бы они были единственными телами во Вселенной. Он выдвинул предположение, что центробежная сила генерируется в объекте благодаря вращению относительно него другого гораздо большего объекта. Таким образом, Мах утверждал, что, если А вращается относительно остальной Вселенной, тогда не будет ошибкой сказать, что Вселенная вращается относительно А и посредством этого вызывает центробежную силу в А. Аргумент Маха подразумевает, что нет физических оснований отвергать утверждение, что «А находится в состоянии покоя, а Вселенная вращается вокруг него».
Здесь могут возразить, что на вращение Земли непосредственно указывают эксперименты с маятником Фуко** и свидетельство того, что преобладающие ветра вызываются силой Кориолиса***. На вращение Земли вокруг Солнца также указывает некоторое количество незначительных, но поддающихся измерению эффектов, таких как аберрация света**** и параллакс***** некоторых звезд.
Оказывается, что аргумент Маха опровергает и эти возражения. Например, Мах сказал бы, что вращение маятника Фуко можно объяснить вращением массивной Вселенной вокруг Земли, а также вращением Земли под маятником. Если эта идея относительности есть само собой разумеющееся, тогда можно заключить, что в физическом смысле геоцентрический и гелиоцентрический взгляды одинаково обоснованны, и мы можем выбрать тот или другой в зависимости от того, какой удобен. В случае астрономических сиддхант мы могли бы утверждать, что геоцентрическая модель просто более практичная из двух имеющихся, поскольку все расчеты, в конечном счете, должны быть выражены в геоцентрических терминах. Если же мы интуитивно предпочитаем думать о больших телах как о неподвижных, а о маленьких телах как о движущихся, нежели наоборот, тогда мы изберем гелиоцентрическую модель.
Если мы обратимся к космологии «Бхагаватам», ситуация осложнится. Говорится, что ветер праваха проносит небесные тела вокруг Полярной звезды раз в сутки. Это можно рассмотреть с точки зрения относительности движения так. Ветер праваха обусловлен разряженным типом атмосферы, которая существует в регионе антарикши или космического пространства. Если мы представляем Землю как вращающуюся на своей оси, тогда звезды находятся в состоянии покоя в этой неподвижной атмосфере. И наоборот, если мы считаем, что атмосфера вращается вместе со звездами, то звезды несомы ею, но в то же время они покоятся в ней. Это напоминает аналогию облаков и ветра, которую Шрила Прабхупада использует, чтобы проиллюстрировать влияние майи. Подобно тому, как облака, кажется, покоятся в объятиях ветра, несущего их, так и люди, увлекаемые иллюзией майи, не ведают об этом влиянии.
Положение Бху-мандалы можно проанализировать следующим образом. Как мы выяснили в главе 3, если Бху-мандала вписывается в плоскость эклиптики, она также должна делать суточное вращение вместе с кала-чакрой. Движение Солнца по Бху-мандале состоит из левонаправленного годового обращения вокруг горы Сумеру, и как Бху-мандала, так и Солнце с прочими планетами совершают одно правонаправленное суточное вращение, несомые ветром праваха. С точки зрения относительного движения, можно заключить, что Земля вращается, а звезды, атмосфера, праваха и Бху-мандала статичны.
Тогда ясно, что Солнце обращается относительно Бху-мандалы, влекомое своей колесницей. С той же точки зрения, согласно которой массивные тела должны иметь неподвижный статус, резонно рассматривать Солнце как движущееся, а Бху-мандалу – неподвижной, ибо Бху-мандала намного больше Солнца.
И, если мы обратим внимание на оболочки Вселенной и посчитаем, что ветер праваха дует относительно этих неподвижных оболочек, перед нами возникнет следующая картина. Имеет смысл предположить, что ветер праваха и различные небесные тела движутся относительно оболочек Вселенной, потому что оболочки гораздо массивнее, чем небесные тела. Исходя из этой картины, также имеет смысл допустить, что Солнце движется относительно Бху-мандалы. Именно так и представляет небесное движение «Бхагаватам».
*Мах, Эрнст (1838–1916 гг.) – австрийский физик и философ-идеалист. Физические исследования – в области механики, акустики и оптики. Отказавшись от ньютоновских абсолютных пространств, времени и движения, впервые предпринял попытку построить механику исходя из того, что движения тел могут быть определены лишь по отношению к другим телам. Принцип Маха сыграл важную эвристическую (методологическую) роль при построении А. Эйнштейном общей теории относительности.
** Фуко, Жан Бернар Леон (1819–1868 гг.) – французский физик-экспериментатор. Его исследования относятся к оптике, механике, электромагнетизму. При помощи маятника (маятник Фуко) в 1851 г. экспериментально доказал вращение Земли вокруг оси.
*** Кориолиса сила (по имени французского ученого Г. Кориолиса) – одна из сил инерции, вводимых для учета влияния вращения подвижной системы отсчета на относительное движение материальной точки. Эффект, учитываемый силой Кориолиса, состоит в том, что во вращающейся системе отсчета материальная точка, движущаяся не параллельно оси этого вращения, отклоняется по направлению, перпендикулярному к ее относительной скорости, или оказывает давление на тело, препятствующее такому отклонению. Вследствие медленного вращения Земли эти отклонения весьма малы. Они обнаруживаются либо при очень больших скоростях движения (например, у ракет и снарядов с большими дальностями полета), либо когда движение длится очень долго (например, подмыв соответствующих берегов рек).
**** Аберрация – изменение видимого положения светила на небесной сфере, вызванное конечным значением солнечного света и движением наблюдателя вместе с Землей при ее обращении вокруг Солнца (годичная аберрация) или вращением ее вокруг своей оси (суточная аберрация).
***** Параллакс небесного тела в Солнечной системе – угол, под которым из его центра был бы виден радиус Земли, проведенный в данную точку земной поверхности (суточный параллакс), либо экваториальный радиус Земли (горизонтальный параллакс). Годичный параллакс звезды – угол, под которым со звезды была бы видна полуось земной орбиты.
Веды в печатном формате и книги Александра Хакимова: https://www.ahakimov.com/books.html
«Бхагавад-гита как она есть» является квинтэссенцией ведической мудрости. В этом произведении в сжатом виде изложены основные идеи древнеиндийской философии, включающие закон кармы и концепцию перевоплощения души.
Купить книгу «Бхагавад-гита как она есть»: https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/bhagavad-gita-kak-ona-est.html
Обзор ведических источников, в которых содержатся научные сведения о строении атома и вселенной, а также описываются методы, с помощью которых мудрецы прошлого могли путешествовать во времени и пространстве.
Эта небольшая книга была написана в те годы, когда перед жителями Земли, казалось бы, впервые открылась возможность космических путешествий. Современный человек научился преодолевать земное притяжение, однако поселиться на какой–либо другой планете он не способен. Между тем в ведические времена людям было известно, как стать жителями не только высших материальных планет, но и вечного духовного царства. «Легкое путешествие на другие планеты» представляет собой введение в эту важнейшую сферу научного знания.
Автор: А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.
Купить книгу «Лёгкое путешествие на другие планеты»: https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/legkoe-puteshestvie-na-drugie-planety.html
-
Веды
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Читать далее -
Книги
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Читать далее -
Лекции \ Семинары
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
Читать далее -
Храм Ведического Планетария
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читать далее