"Ведическая космография и астрономия". Введение. Часть 1.
Ричард Томпсон
«Ведическая космография и астрономия». Введение. Часть 1.
Посвящается
Его Божественной Милости А.Ч.
Бхактиведанте Свами Прабхупаде
ом агьяна тимирандхасья
гьянанджана-шалакая
чакшур унмилитам йена
тасмаи шри-гураве намах
«Теперь наши доктора философии должны сотрудничать и изучать пятую песнь, чтобы сделать модель для построения Ведического Планетария. Мое окончательное решение состоит в том, что Вселенная подобна дереву. Это дерево состоит из ветвей, листьев и корней, которые растут вверх. Так и Вселенная состоит из планет, образующих её структуру дерева. Итак, теперь все вы, доктора наук, должны тщательно изучить во всех подробностях пятую песнь и сделать рабочую модель Вселенной. Если мы сможем объяснить смену времён года, солнечные затмения, фазы Луны, смену дня и ночи и прочие явления, это будет очень сильной проповедью». (Письмо Шрилы Прабхупады Сварупе Дамодаре дасу, 27 апреля 1976 года.)
В 1068 году тяжёлым трудом группы рабочих в англосаксонской деревне Кембридж, что к северо-востоку от Лондона, была возведена земляная насыпь высотой около шестидесяти футов. На вершине этого кургана они построили каменную башню, которая доминировала над небольшой группой крытых соломой домов, сгрудившихся вдоль реки Кем. Эта башня стала защитным оплотом и символом объединения прилежащих земель, покорённых Вильгельмом Завоевателем всего лишь два года назад.
В то время западная, или европейская, цивилизация, которая так важна в современном мире, только что начала выбираться из обломков древних культур и сообществ. Наука в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, была неслыханным делом, а христианская церковь укрепляла своё господство на исконно языческих территориях северной Европы. Произведения древних греков и других ранних цивилизаций были в значительной степени утрачены и лишь три столетия спустя снова попадут в Европу из арабских источников. Хотя в южно-европейских странах уже существовали университеты, пройдёт целых два столетия, прежде чем в Британии будут основаны Оксфорд и Кембридж.
В 1000 году, примерно за шестьдесят лет до возведения каменной башни на Кеме, арабский ученый по имени Бируни завершил книгу об Индии (ИА). Бируни жил в царстве Газни при дворе царя Махмуда – мусульманского царя, который совершал набеги на северо-западные территории Индии, такие как Синд и Пенджаб. Бируни был известным ученым своего времени, он читал Платона в оригинале и, кроме того, изучил санскрит. Вероятно, царь Махмуд нанял его для изучения индусов подобно тому, как правительство Соединенных Штатов сейчас нанимает ученых для изучения русских или коммунистического Китая.
Доступ Бируни к первоисточникам на санскрите был ограничен. Он располагал индийской астрономической литературой под названием джйотиша-шастра, а также некоторыми Пуранами, такими как «Матсья-пурана» и «Вайю-пурана». Он упоминает «Шримад-Бхагаватам», или «Бхагавата-пурану», но сами письмена, должно быть, никогда не видел.
В этом жанре литературы Бируни главным образом интересовался информацией, относящейся к тому, как индийцы рассматривают Вселенную и обозримые материальные события, происходящие в ней. Поэтому неслучайно самой поразительной особенностью книги Бируни является то, что почти половина ее посвящена индийской астрономии и космологии.
Один из важных разделов джйотиша-шастры включает в себя труды по математической астрономии, известные как астрономические сиддханты. К ним относятся работы легендарных индийских астрономов, таких как Ариабхата, Брахмагупта и Варахамихира, некоторые из которых были почти современниками Бируни. Также здесь есть древние санскритские тексты, такие как «Сурья-сиддханта», которые по преданию изначально были поведаны полубогами и великими риши. В этих работах Земля рассматривается как маленький шар, плавающий в пространстве и окруженный планетами, которые вращаются вокруг него. Как правило, они посвящены вопросу, как рассчитать положение планет в небе в любое конкретное время. Они содержат подробные правила выполнения этих вычислений, а также множество параметров, касающихся расстояний, размеров и скоростей движения планет. Однако они очень мало говорят о природе планет, их происхождении и причинах их движения.
Вычисления, описанные в астрономических сиддхантах, были хорошо понятны Бируни, и похоже, что тогда в центрах мусульманской цивилизации наблюдался значительный интерес к индийской астрономии. Он также был знаком с греческой традицией астрономии, представленной Птолемеем. Однако Бируни считал космологию, представленную в Пуранах, очень трудной для понимания. Его изложение космологии Пуран строго следует пятой песни «Шримад-Бхагаватам» и Пуран в целом. Имея дело с этим материалом, Бируни, как и многие люди сегодня, часто раздражался и демонстрировал полное непонимание, а потому не упускал возможности покритиковать хинду-дхарму и утвердить превосходство своей мусульманской традиции.
В этой книге мы обсудим космологию, представленную в пятой песни «Шримад-Бхагаватам» и попытаемся раскрыть ее связь с другими выдающимися системами космологии, как древними, так и современными. Мы начали с этой исторической справки, чтобы показать, что заблуждения, касающиеся космологии «Бхагаватам», не новы и вовсе не порождены расцветом современной науки. Такое же заблуждение повлияло и на Бируни, хотя даже в его обществе считалось, что неподвижная Земля находится в центре Вселенной.
Многие индийские астрономы более раннего периода также не понимали ведическую космологию. Доходило до того, что они были вынуждены открыто отвергнуть некоторые её разделы, даже несмотря на то, что их собственная религиозная и социальная традиция была основана на Пуранах. Например, Бхаскарачарья (XI в.), автор текста «Сиддханта-широмани», не мог разрешить противоречие между относительно малым диаметром Земли, который он вывел из простых вычислений, и колоссальной величиной, приписываемой Земле сторонниками Пуран (СЧБ 1, стр. 114–115). Подобным образом южноиндийский астроном Парамешвара (XV в.) утверждал, что пураническое описание семи двип и океанов есть нечто, «данное только для религиозной медитации», и что высота горы Меру в 84 000 йоджан, данная в Пуранах, «неприемлема для астрономов» (ГП, стр. 85, 87).
Вайшнавы прошлых столетий также обсуждали связь между пятой песнью «Шримад-Бхагаватам» и джйотиша-шастрами. Один из примеров можно найти в комментарии на «Бхагаватам» вайшнава Вамшидхары, жившего в XVII в. Вамшидхара обсуждает конфликт между малым размером Земли, описанным в джйотиша-шастрах, и большим размером Бху-мандалы, описанным в пятой песни. Его анализ будет рассмотрен в главе 9.
Несомненно, существуют серьезные разногласия между космологической системой Пуран и моделями мира, которые, используя силу разума и возможности чувственного восприятия, склонны создавать люди-наблюдатели. Причина их кроется не просто в прогрессе современной западной науки. Они существовали в Индии со времен, предшествовавших расцвету современной западной культуры, и некоторым кажется, что они основаны на внутренних противоречиях самой ведической традиции.
Давняя сложность, которая сопутствует предмету ведической космологии, свидетельствует о том, что эти разногласия очень глубоки и трудноразрешимы. Тем не менее тезис этой книги таков, что они не являются непримиримыми. Кажущиеся противоречия могут быть улажены благодаря правильному пониманию природы пространства, времени и материи, согласно описаниям из «Шримад-Бхагаватам», и соответствующему пониманию ведического подхода к описанию и познанию реальности.
В главе 1 мы начнём наше обсуждение ведической астрономии с рассмотрения астрономических сиддхант. Мы приведём факты, указывающие на то, что эти труды являются органической частью ведической традиции. Принять эти источники и отвергнуть космологию Пуран, как было сделано некоторыми индийскими астрономами, означает ступить на проторенную дорогу современного научного материализма, а это в конечном счёте ведёт к тотальному отвержению ведической литературы. Но отвергнуть астрономические сиддханты как антиведические значило бы утратить ведическую традицию богатой математической астрономии. Это в свою очередь играет на руку современным западным учёным, которые охотно бы отвергли Веды и Пураны как мифологию и которые трактуют астрономические сиддханты как продукт древнегреческих гениев науки, заимствованный и ложно разодетый в индусские одеяния бессовестными брахманами. (В главе 10 мы рассмотрим некоторые из аргументов этих учёных и покажем, что у них есть серьёзные недостатки.)
Наш тезис состоит в том, что астрономические сиддханты и космология Пуран могут рассматриваться как взаимосовместимые свидетельства многоликой материальной реальности. Современная западная наука отталкивается от идеи, что природа может быть полностью описана в рамках простой рациональной модели мира. Однако «Шримад-Бхагаватам» подчёркивает, что «ни один смертный, даже если он проживёт столько же, сколько Брахма, не сумеет дать полное описание этого мира» (ШБ 5.16.4). Такой ведической подход к описанию природы основывается на стратегии, заключающейся в презентации множества взаимосовместимых аспектов одного полного целого, которое непостижимо для людей.
Древняя история о слепцах и слоне символизирует этот подход. Каждый слепец ощущал реальную часть слона, но зрячий человек мог увидеть, как все эти части сочетаются между собой и образуют единое целое. Даже слепой человек, после тщательного изучения информации, поступившей от зрячего и его собратьев-слепцов, может начать сознавать природу всего слона, хотя и не в состоянии непосредственно созерцать его, не вылечившись от своей слепоты. Мы утверждаем, что в наших попытках постичь материальную Вселенную мы подобны слепцам, воспринимающим лишь отдельную часть слона.
СЧБ 1: Уилкинсон, Л., пер., Сиддханта-чиромаи из Бхаскарачарьи, преподобный Б. Д. Састрин (Калькутта: Баптистская миссионерская пресса, 1861, перепечатана в Библиотеке Индики, Новая серия № 1, Индуистская астрономия I).
ГП: Сарма, К. В., пер., Голадепика Парамешвары (Мадрас: Библиотека и исследования Адьяра Центр, 1956)
-
Веды
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Читать далее -
Книги
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Читать далее -
Лекции \ Семинары
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
Читать далее -
Храм Ведического Планетария
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читать далее