"Ведическая космография и астрономия". Введение. Часть 2
Ричард Томпсон
«Ведическая космография и астрономия». Введение. Часть 2.
Исходя из этой аналогии, астрономические сиддханты представляют космос таким, каким он кажется слепцам этой Земли, а литература, такая как «Бхагаватам», представляет мировоззрение существ с более мощной силой зрения. К ним относятся полубоги, риши и, в конечном счёте, Всевышний Господь, который один может обозревать всю Вселенную. Эти более высокоразвитые существа могут непосредственно созерцать аспекты Вселенной, представленные как в «Бхагаватам», так и в астрономических сиддхантах. Для таких существ очевидно, как эти аспекты гармонируют друг с другом в полном целом. Нам же, чтобы хоть как-то приблизиться к такому пониманию, придётся потратить немало сил. Следует заметить, что с развитием современной физики учёные были вынуждены, по крайней мере, временно отказаться от цели сформулировать единую математическую модель атома. Согласно стандартной интерпретации квантовой теории, введённой Нильсом Бором, атомные феномены следует понимать с точки зрения как минимум двух взаимодополняющих друг друга перспектив, нежели как одно понятное целое. Эти теории, волновая теория и теория частиц, кажутся противоречащими друг другу, и все же обе они являются обоснованными описаниями природы. Они представляют собой две грани последовательной теории атома, но уместиться в рамках классической физики они не могут. Чтобы объединить их и показать их совместимость, нужно перейти на более высокий уровень математической абстракции, которую очень трудно понять.
При взгляде на ведическую космологию как на многогранное описание реальности будет необходимо освободиться от строгих рамок декартовой и евклидовой трехмерной геометрии, которые образуют фундамент современного научного мировоззрения. Мы попытаемся сделать это в главе 2, где будут обсуждаться пространство, физические законы, а также процесс чувственного восприятия, как он объясняется в «Шримад-Бхагаватам». В главах 3 и 4 мы осветим космологию Пуран и покажем, как идеи, развитые в главе 2, можно использовать для разрешения внешних противоречий внутри ведической традиции и между ведической космологией и миром нашего чувственного опыта. Ключевая идея здесь состоит в том, что Вселенная, описанная в ведической литературе, многомерна: её невозможно представить в рамках трёхмерного пространства.
При обсуждении ведической космологии мы будем вынуждены толковать тексты из «Шримад-Бхагаватам» и другой ведической литературы. Это неизбежно, ибо даже буквальное толкование основано на фундаментальных допущениях, сделанных читателем, – допущениях, которые могут отличаться от допущений автора текста и которые читатель может иметь, даже не осознавая их. Мы же попытаемся придерживаться следующего правила, данного Шрилой Прабхупадой: «Первоначальный замысел автора должен быть сохранён. Не следует выискивать в тексте тайный смысл, и все же преподносить его надо так, чтобы заинтересовать слушателей и дать им возможность понять его. Это называется пониманием текста» (ШБ 1.4.1, комментарий). Заметим также, что Шрила Прабхупада в комментариях к ШБ 5.16.10 настаивал на том, что мы должны принять космологические утверждения, содержащиеся в «Шримад-Бхагаватам», как авторитетные и просто попытаться понять их. Поэтому мы примем рабочее допущение, что, даже если эти утверждения могут казаться очень трудными для понимания, тем не менее они рисуют вразумительную и реалистичную картину Вселенной.
В главе 5 мы рассмотрим вопрос о том, существуют ли какие-либо эмпирические доказательства, подтверждающие многомерное описание Вселенной, которое мы получаем из «Шримад-Бхагаватам». Оказывается, есть многочисленные свидетельства, хотя практически ни одно из них не принимается научными кругами.
В главе 6 мы вернемся к ведической космологии и обсудим ряд спорных тем, включая гравитацию, полет на Луну, шкалу космических расстояний и природу звезд. В главе 7 мы сделаем обзор современной теории расширяющейся Вселенной. Здесь мы не только найдем, что теория имеет недостатки, но также обнаружим тот факт, что законы движения Ньютона не действуют на галактическом уровне. Наконец, в главе 8 мы дадим короткие ответы на ряд распространенных вопросов.
Материал, изложенный в этой книге, касается лишь основ ведической космологии и астрономии. Чтобы исчерпывающе ответить на множество вопросов, которые могут возникнуть, потребуется дальнейшее исследование. Это подразумевает:
1) внимательное изучение космологического материала, содержащегося в широком многообразии ведической литературы;
2) изучение ведического материала по географии;
3) тщательный анализ теорий западных ученых, касающихся истории ведической астрономии;
4) изучение древних астрономических наблюдений;
5) изучение датировки ведического календаря;
6) изучение ведических свидетельств, связанных с ведической космологией;
7) подробный анализ современной космологии и астрономии.
Мы надеемся, что эти исследования отразятся на развитии Ведического Планетария и музея, которые, в свою очередь, помогут эффективно представить Сознание Кришны в контексте ведической космологии. В этом, безусловно, и состоял план Шрилы Прабхупады, когда он говорил о строительстве Ведического Планетария при храме Понимания в Шри Дхаме Майяпуре. И подобные планетарии можно основать в городах по всему миру.
В этой книге мы будем пользоваться терминами ведический и пуранический как синонимами. Хотя современные ученые не признают такое смешение, оно оправдано стихом в «Шримад-Бхагаватам» (1.4.20): итиха̄са-пуранам̇ чапан̃чамоведаучйате. Согласно этому стиху, Пураны и такие истории, как «Махабхарата», считаются пятой Ведой. Ссылки на санскритские и бенгальские тексты трех видов:
- Ссылка такая, как ШБ 5.22.14, означает, что цитата соответствует 14-му стиху 22-й главы пятой песни «Шримад-Бхагаватам»;
- Ссылка такая, как ШБ 5.21.6 комм., указывает на цитату из комментария Шрилы Прабхупады на 6-й стих 21-й главы пятой песни.
- И ссылка такая, как ШБ 5.21 о.г., свидетельствует о том, что цитата взята из обзора 21-й главы пятой песни. АЛ или МЛ после ссылок на «Чайтанья-чаритамриту» указывают на Ади-лилу и Мадхья-лилу. Книги без стихов и комментариев снабжены кодом для их поиска с добавлением страницы (см. Библиография).
-
Веды
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Читать далее -
Книги
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Читать далее -
Лекции \ Семинары
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
Читать далее -
Храм Ведического Планетария
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читать далее