Ведическая космология, часть 14: "Дыхание Господа"
Часть 14
33. Маха-Вишнулока
В "Чхандогья-упанишад" (6.2.3) говорится: "Когда Верховный Господь хочет стать многим, Он просто окидывает взглядом материальную энергию, и возникает материальный космос".
Чтобы наделить материальную энергию силой, бросив на не взгляд, Санкаршана из второй четверки форм воплощается в начале в форме Маха-Вишну. Он является первым пурушей, творцом всей материальной энергии. Он — причина возникновения материальных вселенных.
До сотворения (проявления) материального космоса Маха-Вишну существует в форме недифференцированной совокупной энергии (маха-самашти), а затем, желая стать многим, Он распространяет Себя, принимая форму дифференцированной совокупной (самашти). Эта энергия продолжает дифференцироваться, давая начало индивидуальным экспансиям Господа трех категорий: адхьятмики, адхидайвики и адхибхаутики. Таким образом, все творение и созидательные энергии одновременно тождественны Господу и отличны от Него. Все в материальном мире исходит из Господа (Маха-Вишну, или Маха-самашти), и в том смысле все космические энергии тождественны Ему, но в то же время эти энергии, изошедшие из Господа, отличны от Него, поскольку каждая из них в соответствии с замыслом Господа имеет свое особое назначение и проявляется по-своему.
Маха-Вишну, который Своим дыханием создает миллионы за миллионами материальных вселенных, является кала-вишешей Господа Кришны, т.е. полной частью полной части. Маха-Вишну — это полная экспансия Санкаршаны, который является полной экспансией Нараяны. Нараяна — полная экспансия чатур-вьюхи, а чатур-вьюха — полная экспансия Баларамы, первой экспансии Кришны.
Часть части целого называется калой. Шри Баларама — это второе "Я" Кришны. Экспансия Баларамы называется Санкаршаной или Маха-Санкаршаной, и Его часть, пуруша, считается калой, частью полной части. Такой калой является Маха-Вишну.
Этот Маха-Вишну — Маха-пуруша, который всепроникающ и является, источником остальных пуруш.
В "Шримад-Бхагаватам" (1.3.1.) говорится, что, когда Маха-Вишну нисходит в виде первого воплощения пуруша материального творения, Он тотчас же проявляет шестнадцать элементарных энергий. Он называется Маха-Вишну и возлежит в Причинном океане, и именно Он является изначальным воплощением в материальном мире. Он есть Господь времени, природы, причины и следствия, ума, эго, пяти элементов, трех гун природы, чувств и вселенской формы. Хотя Он и является властелином всех объектов материального мира, движущихся и неподвижных, он полностью независим.
Когда первый пуруша-аватара, Маха-Вишну, бросает взгляд на материальную природу, материальная энергия начинает действовать. Таким образом пуруша-аватара оплодотворяет материю живыми существами. Сознание создается просто взглядом Маха-Вишну и это сознание называется махат-таттва.
Бесчисленные вселенные выходят из пор кожи Маха-Вишну. Подобно тому как бесчисленные пылинки проходят через крохотные отверстия в оконной сетке, точно так же из пор кожи Маха-Вишну выходят бесчисленные вселенные, а при Его вдохе они уничтожаются. Все энергии Маха-Вишну духовны, и они не имеют ничего общего с материальной энергией. В "Брахма-самхите" (5.48) говорится, что Брахма, полубог, правящий каждой вселенной, живет только в течение одного выдоха Маха-Вишну. Таким образом, Маха-Вишну является изначальной Сверхдушой всех вселенных и их владыкой.
Маха-Вишну возлежит в Причинном Океане, и при Его выдохе из Него выходят семена бесчисленных вселенных. И когда они соприкасаются с Причинным Океаном, они начинают развиваться.
Эти вселенные парят в воздухе, пока длится выдох Маха-Вишну. Их можно сравнить с крохотными пылинками, которые летают в лучах солнечного света и проходят сквозь отверстия в оконной сетке. Все эти вселенные создаются выдохом Маха-Вишну, когда же Маха-Вишну делает вдох, они возвращаются в Его тело. Безграничное могущество Маха-Вишну находится за пределами материальных представлений.
В "Брахма-самхите" говорится, что духовные семена Санкаршаны, находящиеся в порах кожи Маха-Вишну, возникают в виде множества золотых сперматозоидов. И когда эти сперматозоиды погружаются в Причинный Океан, они покрываются пятью грубыми элементами.
Первый божественный аватара, возлежащий в духовном Причинном Океане, имеет гигантские размеры, и из пор кожи Его божественного тела выходят мириады семян вселенных. Эти бесчисленные вселенные являются искаженными отражениями бесконечного трансцендентного царства. Пока они находятся в божественном теле Маха-Вишну, они воплощают в себе принцип духовного отражения тем, что имеют форму золотых яиц. Однако затем, повинуясь созидательному желанию Маха-Вишну, их покрывают крохотные частицы грубых элементов, являющихся составляющими действенной и вещественной причины материального творения. Когда эти золотые сперматозоиды, выходящие из тела Маха-Вишну при Его выдохе, попадают в благоприятную среду безграничной внешней энергии, они обрастают разрозненными грубыми элементами.
В "Брахма-самхите" (5. 58) говорится, что Брахма и другие повелители материальных вселенных выходят из пор на коже Маха-Вишну и живут в течение одного Его выдоха. Когда же Он делает вдох, все вселенные вновь входят в Его тело.
В водах Причинного Океана стоит огромный дворец. Вокруг него и в нем возвышаются тысячи колонн, сделанных из драгоценных камней и излучающих чудесное сияние. В этом дворце пребывает гигантская форма Анантадевы, который известен также под именем Шеши. Анантадева, или Шешанага, имеет форму огромного змея с тысячами капюшонов. Все Его капюшоны украшены драгоценными сверкающими камнями, от которых во все стороны расходится дивное сияние. Каждый из капюшонов Анантадевы имеет по два глаза, взгляд которых внушает ужас. Его тело такого же белого цвета, как вершина Кайласы, всегда покрытая снегом, а шея у Него, так же как и Его языки, синего цвета. На мягком белом теле Шешанаги лежит Маха-Вишну, удобно расположившись на этом ложе. Он всепроникающ и необычайно могуществен. В этой форме Верховный Господь известен под именем Пурушоттамы. Его называют Пурушоттамой, что значит "величайший", потому что из Него исходит другая форма Вишну, которая входит в материальный мир, — Гарбходакашайи Вишну. Господь, пребывающий в форме Маха-Вишну, Пурушоттама, находится за пределами материального мира. Его называют также Уттамой. Тама означает "тьма", а ут — "находящийся за пределами, трансцендентный". Таким образом, уттама означает "находящийся за пределами тьмы материального мира". Тело Пурушоттамы, Маха-Вишну, такого же темного цвета, как грозовая туча в дождливый сезон. Он облачен в нарядные желтые одежды, на Его лице всегда сияет очаровательная улыбка, а Его прекрасные глаза подобны лепесткам лотоса. Шлем Маха-Вишну усыпан драгоценными камнями, а чудесные серьги в Его ушах оттеняют красоту Его вьющихся волос. У Маха-Вишну четыре руки, которые достигают колен. Его шея украшена драгоценным камнем Каустубха, а на груди у Него знак, который называется Шриватса, что значит "место пребывания богини процветания". На Маха-Вишну длинная, свисающая до колен гирлянда, сделанная из цветков лотоса. Эту длинную гирлянду называют гирляндой Вайджаянти.
Слева и справа от Маха-Вишну находятся Его приближенные Нанда и Сунанда, рядом с Ним также стоит олицетворенный диск Сударшана. Около Него также пребывают бесчисленные олицетворенные энергии, которыми, по утверждению Вед обладает Господь. Важнейшими из них являются такие, как пушти (энергия питания), шри (энергия красоты), кирти (энергия славы) и аджа (энергия материального созидания). Все эти энергии отданы правителям материального мира (Господу Брахме, Господу Шиве и Господу Вишну) и царям Небесных планет — Индре, Чандре, Варуне и богу Солнца. Иными словами, все эти полубоги погружаются; в трансцендентное любовное служение Верховному Господу, после того, как Господь наделяет их определенными энергиями. Форма Маха-Вишну является Экспансией тела Кришны.
Маха-Вишну является источником всех воплощений, которые нисходят в материальный мир. Однако по тому, что Он обладает таким огромным, необычайным могуществом, мы можем понять, что Он имеет Своим первоисточником Кришну. Это подтверждается в "Брахма-самхите", где говорится: "Я склоняюсь в почтительных поклонах перед Кришной, чьей частичной экспансией является Маха-Вишну". Маха-Вишну является также полной частью части Кришны.
В форме Маха-Вишну, или Каранодакашайи Вишну, Господь взглядом оплодотворяет материальную природу. Трансцендентные молекулы Его взгляда представляют собой частицы духа, или духовные атомы, которые появляются в тех или иных формах жизни в соответствии со своей кармой, которая сохраняется в виде семян после уничтожения материального мира.
Когда Маха-Вишну бросает на материальную энергию взгляд, она начинает действовать. В этот момент Он вкладывает в лоно материальной природы живых существ в виде изначального семени. Оплодотворяя материальную энергию семенами живых существ, Сам Маха-Вишну не касается ее. Он соприкасается с материальной энергией посредством Своей экспансии, имеющей особое назначение и именуемой Самбху или Шивой, и таким образом материальная природа оплодотворяется живыми существами.
В "Брахма-самхите" (5.45) говорится: "Когда молоко смешивают с культурой бактерий йогурта, оно превращается в йогурт, однако, в сущности, этот йогурт по своей природе является не чем иным, как молоком. Этот пример применим к Шиве (Самбху), форму которого принимает Верховный Господь для осуществления определенной миссии в материальном мире".
Сванга-вишешабхаса-рупа, что значит "форма, с помощью которой Маха-Вишну порождает живые существа в материальном мире". Эта форма называется Самбху или Шивой. В "Брахма-самхите" утверждается, что Шива, являющийся формой Маха-Вишну, подобен йогурту. Йогурт — не что иное, как молоко, и в то же время он не является молоком в прямом смысле. Шива считается отцом этой вселенной, а материальная природа — матерью. Таким образом, отцом и матерью являются Шива и богиня Дурга. Гениталии Шивы и влагалище богини Дурги в форме шива-линги являются объектом поклонения. Шива-линга это — причина возникновения материального творения. Таким образом, Шива занимает среднее положение между живыми существами и Верховным Господом. Шива не является ни обычным живым существом, ни Верховным Господом. Он представляет собой форму, посредством которой Верховный Господь порождает живых существ в материальном мире. Подобно тому как молоко, смешенное с бактериями, превращается в йогурт, из Маха-Вишну, соприкасающегося с материальной природой, исходит форма Шивы. Оплодотворение материальной природы Шивой, отцом, — ни с чем не сравнимое действие, поскольку в одно время зачинаются мириады живых существ. Все эти живые существа очень и очень малы.
Впоследствии Маха-Вишну входит в каждую из бесконечных вселенных, проявляясь в стольких формах, сколько существует вселенных. В чем заключается особенность Его соприкосновения с материальной энергией, в "Бхагавад-гите" разъясняется на примере воздуха и неба. Небо пронизывает собой все материальное, но несмотря на это оно очень далеко от нас.
34. Махеша-дхама
Махеша-дхама — это промежуточная область, находящаяся между Хари-дхамой и Деви-дхамой. В Махеша-дхаму попадают имперсоналисты, которые стремятся слиться с бытием Трансцендентного.
В Махеша-дхаму, находящуюся между двумя дхамами помещают живое существо, освободившееся из Деви-дхамы, но не имеющее никакого представления об изобилии Хари-дхамы. Там такая освобожденная душа не имеет возможности служить Богу, и поэтому, несмотря на то что эта Махеша-дхама является дхамой Шивы и находится за пределами Деви-дхамы, она не относится к духовному миру. Духовный мир начинается Хари-дхамой, то есть Вишнулокой.
Эта Махеша-дхама, где вечно обитают Шива и его жена Парвати, является местом, в которое стремятся попасть буддисты. Они также достигают освобождения, однако попадают не в духовный мир, а в промежуточную область, называемую нирваной. Их материальное существование подошло к концу, однако на путь духовного развития они еще не встали.
В "Брахма-самхите" говорится, что часть Махеша-дхамы погружена во тьму и что эта область называется Махакала-дхамой. Там, рассеивая тьму, светит Садашивалока, залитая ослепительным светом.
Там также находится планета под названием Садашивалока, которая располагается посередине между духовным и материальным мирами. Если, находясь на Сатьялоке, живое существо приобретает необходимые качества, его отправляют на Садашивалоку. И если, пребывая на Садашивалоке, оно поднимается на более высокую ступень духовного развития, оно может достичь Вайкунтхалок.
О Садашиве, пребывающем на одной из планет Вайкунтхи, говорится в "Ваю-пуране". Этот Садашива является непосредственной экспансией Господа Кришны, предназначенной для игр. Говорится, что Садашива (Самбху) — это экспансия Садашивы, находящегося на Вайкунтхалоке, то есть Вишну, и что его супруга, Махамайя, является экспансией Рамадеви, или Лакшми. Махамайя — причина, или место рождения материальной природы.
Автор книги: Акиф Манаф Джабир (Айравата дас) профессор, доктор экономических наук
-
Веды
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Читать далее -
Книги
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Читать далее -
Лекции \ Семинары
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
Читать далее -
Храм Ведического Планетария
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читать далее