Ведическая космология, часть 15: "Духовный свет"
Часть 15
35. Махат-таттва (совокупность материальных элементов)
Махат-таттва подобна облаку в ясном небе. По всему духовному небу разлито сияние Брахмана, и вся система излучает духовный свет. Махат-таттва сосредотачивается в определенном уголке огромного, безграничного духовного неба, и та его часть, которая оказывается покрытой махат-таттвой, называется материальным небом. Махат-таттва — лишь незначительная часть всего духовного неба, и в ней находится бесконечное множество вселенных.
В определенном месте духовного неба (брахмаджьоти) время от времени появляется духовное облако, и закрытая им часть неба носит название махат-таттвы. Господь в виде своей полной части, Маха-Вишну, ложится на воды махат-таттвы, называемые Причинным океаном.
После того, как материальное творение было уничтожено, в нем ничего не осталось. Из Верховного Господа вышла прадхана, непроявленная материальная энергия, из которой появилась махан, совокупность материальных элементов. Махан бывает трех видов: саттвика (благость), раджаса (страсть) и тамаса (невежество). Подобно тому как семечко покрыто кожицей, махан также покрыта прадханой. Из принципа махан вышла аханкара (ложное эго), которая также бывает трех видов: вайкарика (ложное эго в гуне благости), тайджаса (ложное эго в гуне страсти) и тамаса (ложное эго в гуне невежества). Подобно тому как махан покрыта прадханой, аханкара покрыта махан.
Непроявленное, вечно существующее сочетание трех гун является причиной проявленного состояния материи и называется прадханой. В проявленном состоянии его называют пракрити.
Таким образом, материальная природа в своей тонкой форме называется прадхана. В отличие от пракрити, прадхана является недифференцированным состоянием совокупности материальных элементов в тонкой форме. Но, хотя прадхана и находится в недифференцированном состоянии, в ней содержатся все материальные элементы. В результате взаимодействия трех гун материальной природы совокупность материальных элементов переходит в проявленное состояние, которое называют пракрити.
Совокупность пяти грубых и пяти тонких материальных элементов, четырех внутренних чувств, пяти познающих чувств и пяти действующих чувств называют прадханой.
Пять грубых элементов — это земля, вода, огонь, воздух и эфир. Кроме того, существует пять тонких элементов: запах, вкус, цвет, касание и звук.
Познающих чувств и органов деятельности в общей сложности десять — это орган слуха, орган вкуса, орган осязания, орган зрения, орган обоняния, активный орган речи, органы действия, а также органы, с помощью которых живые существа передвигаются, размножаются и выводят из организма испражнения.
Внутренние тонкие чувства проявляются в четырех формах: в виде ума, интеллекта, эго и осквернённого сознания. Различить их можно только по их функциям, ибо каждый из них проявляет себя по-разному и характеризуется различными признаками.
Все это называют Брахманом, наделенным качествами. Связывающий фактор, называемый временем, считается двадцать пятым материальным элементом творения.
Веды утверждают, что не существует ничего, кроме Брахмана. В "Вишну-пуране" также сказано: все, что мы видим вокруг, является парасья брахманах шактих, иначе говоря, все мироздание представляет собой проявление энергии Высшей Абсолютной Истины, Брахмана. Когда Брахман соединяется с тремя гунами: благостью, страстью и невежеством, — возникает материальное проявление, которое иногда называют сагуна-Брахманом и которое состоит из двадцати пяти материальных элементов. В ниргуна-Брахмане, не оскверненном соприкосновением с материей, то есть в духовном мире, не существует гун страсти и невежества. Там царит чистая, беспримесная благость. Философия санкхьи учит, что сагуна-Брахман состоит из двадцати пяти элементов, к числу которых относится также фактор времени (прошлое, настоящее и будущее).
Фактор времени — это Верховный Господь, источник мироздания, которое возникает в результате действия инертной, непроявленной природы.
Когда под взглядом Маха-Вишну прадхана, материальная природа в непроявленном состоянии, приходит в движение, она проявляет себя во всем многообразии видов и форм. До этого она находится в инертном состоянии, в котором три гуны материальной природы не взаимодействуют друг с другом. Иначе говоря, без вмешательства Верховного Господа, действующего посредством Своих экспансий, материальная природа не способна произвести на свет многообразие проявленного мира.
1) Воплотившись в форме Маха-Вишну, Господь бросает взгляд на материальную энергию, Дургу, чтобы напомнить ей о том, что обусловленные души не завершили свою кармическую деятельность и умозрительное философствование и поэтому необходимо вновь создать материальный мир. В этот момент лучами света, исходящего из Его глаз и содержащего бесчисленные искры живых существ, Он помещает в лоно материальной энергии эти живые существа в виде семени.
2) Затем проявляется кала, вечное время. До момента проявления фактора времени материальные элементы не взаимодействуют друг с другом, а остаются инертными, существуя в форме прадханы. Силой, побуждающей материальные элементы к взаимодействию, является первое движение времени. Из-за того, что время движется, плод во чреве развивается, затем выходит наружу, растет, производит потомство, стареет и умирает. Все это происходит вследствие влияния времени.
3) Когда под взглядом Маха-Вишну материальная энергия пришла в движение, проявились три материальные гуны (качества) — благость, страсть и невежество, которые возникли для того, чтобы выполнить неосуществленные желания обусловленных душ. Возникновение материальной природы всегда влечет за собой возникновение трех качеств. С течением времени они переходят в деятельность.
4) Когда непроявленная деятельность живых существ, Маха-Вишну и сила времени вывели из равновесия сочетание трех гун материальной природы (благости, страсти и невежества), из этих трех гун вместе с махан (изначальной природой, наделенной энергией знания) появилась сутра (первое проявление природы, наделенное энергией действия).
Затем возникает махат-таттва, совокупность начал материального творения.
Материальная деятельность возникает в результате возбуждения махат-таттвы. В первую очередь трансформации подвергаются гуны благости и страсти, затем — благодаря гуне невежества — появляется материя (дравья) и знание о ней (гьяна), а также многообразные проявления материального знания в деятельности (крия).
Материальные творения в той или иной мере обязаны своим существованием действию гуны страсти (раджаса). Махат-таттва представляет собой основу материального творения, и когда она по воле Всевышнего начинает действовать сначала в ней преобладают гуны страсти и благости, но затем благодаря разнообразной материальной деятельности начинает доминировать гуна страсти, и таким образом живые существа все глубже и глубже погружаются в невежество.
Махат-таттва является промежуточной ступенью на пути от чистого духа к материальному существованию. Она представляет собой сочетание материи и духа, который порождает ложное эго живого существа.
5) После того как Маха-Вишну с помощью Своей внутренней энергии оплодотворяет материальную природу, материальная природа производит на свет совокупный космический разум, который называют Хиранмайей. Это происходит в недрах материальной природы, приведенной в движение судьбами обусловленных душ.
6) Приведенная в движение судьбами джив (живых существ), махат-таттва, в которой превалирует раджас (страсть), породила ложное эго, существующее в трех формах.
Таким образом ложное эго проявляется в трех формах: в гуне благости, в гуне страсти и в гуне невежества.
Так сосредоточенное на себя материальное эго преобразуется в три начала: вайкарику (ложное эго в гуне благости), тайджасу (ложное эго в гуне страсти) и тамасу (ложное эго в гуне невежества) — и проявляется в трех формах: дравья-шакти (силы, развивающей материю), крия-шакти (знания о материальных творениях) и гьяна-шакти (разума, направляющего материальную деятельность).
Из ложного эго, в свою очередь, возникло несколько групп, состоящих из пяти элементов.
Первичная материя, или пракрити, материальная природа, состоящая из трех гун, порождает четыре группы из пяти элементов. В первую группу входит пять стихий: земля, вода, огонь, воздух и эфир. Во вторую группу, которую называют тан-матрой, входят тонкие элементы (объекты чувств): звук, касание, форма, вкус и запах. Третья группа состоит из пяти познающих органов: глаз, ушей, носа, языка и кожи. В четвертую входит пять действующих органов — язык, руки, ноги, анус и гениталии. Иногда говорят о существовании пяти групп из пяти начал. В первую группу входят объекты чувств, во вторую — пять стихий, в третью — пять познающих органов чувств; четвертая группа объединяет пять действующих органов, а пятая — пять божеств, управляющих этими группами.
7) Явив это многообразие, корень всего мироздания, сияющая махат-таттва, которая содержит в себе все вселенные и не подлежит уничтожению, поглощает тьму, покрывающую ее сияние в период разрушения материального мира.
Поскольку Бог, исполненный блаженства и знания, существует вечно, Его разнообразные энергии в непроявленном состоянии тоже существуют вечно. Поэтому, когда была создана махат-таттва, она породила материальное эго и поглотила тьму, которая покрыла материальный космос в период разрушения материального мира. Это можно объяснить на следующем примере. Ночью человек, объятый тьмой, бездействует, а утром, когда он просыпается, ночная тьма покрывавшая его, и забвение сна исчезают без следа. Точно также, когда минует ночь разрушения и махат-таттва снова появляется на свет, она излучает сияние, из которого возникает все многообразие материального мира.
8) Тогда в махат-таттве проявляется гуна благости, которая представляет собой ясное, спокойное состояние осознания Бога и которую обычно называют васудевой, или сознанием.
Васудева, то есть состояние осознания Бога, называют чистой благостью, или шуддха-саттвой. Покой шуддха-саттвы никогда не нарушают другие качества — страсть и невежество. В ведических писаниях говорится, что Господь проявляет Себя в образе четырех Личностей Бога: Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анирудхи. Четыре экспансии Господа возникают на описанной здесь стадии возрождения махат-таттвы. Господь, в образе Параматмы пребывающий в сердце каждого живого существа, сначала проявляется как Васудева.
Ясное сознание живых существ, достигших ступени васудевы, не замутняют материальные желания, и потому они способны постичь Верховного Господа. Это — еще один аспект махат-таттвы. Аспект васудевы называют также сознанием Кришны, поскольку в нем нет ни малейшей примеси материальной страсти и невежества. Ясность сознания помогает живому существу постичь Бога. Васудевой называют Кришну без спутников. Форма Кришны, или Вишну, в которой Его не сопровождает внутренняя энергия, называется Васудевой, а Кришна в сопровождении Своей внутренней энергии носит имя Дваракадхиши.
Эти аспекты возникли одновременно после появления на свет махат-таттвы. Как вода в своем естественном состоянии, до соприкосновения с землей, чиста, вкусна и спокойна, так отличительными признаками чистого сознания является невозмутимость, ясность и сосредоточенность.
Таким образом, господствующим Божеством махат-таттвы является Васудева. Это сотворенное сознание затем разделяется на формы деятельности в соответствии с тремя гунами, или качествами материальной природы. Господствующим Божеством гуны благости является Анирудха. Господствующим Божеством гуны страсти является Прадьюмна. Он — повелитель всех чувств. Господствующим Божеством гуны невежества является Санкаршана.
Материальное эго, которое появляется из махат-таттвы, прежде всего наделено созидательной энергией трех видов: благостной, страстной и невежественной. Эти три вида материального эго порождают ум, органы чувственного восприятия, органы действия и грубые материальные элементы.
Троякая аханкара, источник грубых элементов, чувств и ума, неотлична от них самих, ибо служит их причиной. Господом ложного эго является Санкаршана.
Это ложное эго проявляет себя как деятель, орудие деятельности и результат. При этом ложное эго может быть умиротворенным, деятельным или пассивным, в зависимости от того, какая из гун — благость, страсть или невежество — оказывают на него свое влияние.
9) Ложное эго в гуне благости, в свою очередь, тоже подвергается трансформации, в результате которой возникает ум, а порождаемые им мысли и образы формируют наши желания.
Ум живого существа известен под именем Анирудхи, верховного повелителя чувств. Его иссиня-черное тело напоминает цветы лотоса, распускающиеся осенью, и идущие путем йоги постепенно открывают Его для себя. Господом ума является Анирудха.
10) Из ложного эго в гуне благости проявляются также одиннадцать полубогов, управляющих деятельностью тела. К ним относятся повелитель сторон света, властелин воздуха, бог Солнца, Варуна, Ашвини-кумары, бог огня (Агни), Царь небес (Индра), Упендра, Митра, Брахма и Чандра. Так все они появляются на свет.
11) Трансформация ложного эго в гуне страсти приводит к возникновению интеллекта.
Функция интеллекта заключается в том, чтобы определять природу объектов, попадающих в поле зрения живого существа, и помогать его чувствам сделать выбор. Интеллектом называют проницательность, необходимую для того, чтобы постигать предметы. Другая функция интеллекта — помогать чувствам сделать выбор. Господом интеллекта является Прадьюмна. Сомнение, заблуждение, верное представление, память и сон, выполняющие различные функции, считаются отличительными признаками интеллекта.
12) Дальнейшая трансформация ложного эго в гуне страсти приводит к возникновению праны, жизненной энергии.
Условия жизни в материальном мире в большей или меньшей степени зависят от разума могущественной жизненной энергии.
13) Ложное эго в гуне страсти порождает два вида органов чувств: познающие органы чувств (уши, кожа, нос, глаза и язык) и органы действия (рот, руки, ноги, гениталии, анус).
Действующие органы чувств связаны с жизненной энергией, а познающие — с интеллектом.
Чтобы выстоять в суровой борьбе за существование, разум прибегает к помощи познающих органов чувств, а жизненная энергия поддерживает свое существование в теле, манипулируя действующими органами — руками, ногами и пр. В целом же борьба за существование — это проявление гуны страсти, и, следовательно, все органы чувств, а также управляющие ими разум и жизненная энергия (прана) тоже являются порождением и побочными результатами деятельности ложного эго во второй гуне природы — в гуне страсти.
Автор книги: Акиф Манаф Джабир (Айравата дас) профессор, доктор экономических наук
-
Веды
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Читать далее -
Книги
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Читать далее -
Лекции \ Семинары
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
Читать далее -
Храм Ведического Планетария
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читать далее