Ведическая космология, часть 34: "Экспансии Господа". 2-я часть
Часть 33. «Экспансии Господа». 2-я часть
52. Пуруша-аватары
Пуруша-аватары являются повелителями материального творения. К ним относятся Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну.
«Вишну имеет три формы, называемые пурушами. Этими пурушами являются:
1) Маха-Вишну, творец совокупной материальной энергии (махат),
2) Гарбходакашайи Вишну, который находится в каждой вселенной и
3) Кширодакашайи Вишну, который пребывает в сердце каждого живого существа».
(«Лагху-бхагаватамрита», Пурва-кханда, 33)
Первый пуруша-аватара, Маха-Вишну, пребывает в Причинном Океане и является творцом совокупной материальной энергии, это экспансия Санкаршаны; второй пуруша, Гарбходакашайи Вишну, экспансия Прадьюмны; а третий пуруша, Кширодакашайи Вишну, экспансия Анирудхи. Все они относятся к экспансиям Нараяны, который является экспансией Шри Кришны.
И Гарбходакашайи, и Кширодакашайи называют пурушами. Они являются полными частями Каранодакашайи Вишну, первого пуруши, в котором покоятся все вселенные. Определение пуруши даётся в «Лагху-бхагаватамрите». Рупа Госвами пришёл к заключению, что пурушей называется полная экспансия Всевышнего, действующая совместно с материальной энергией.
Кширодакашайи Вишну создаёт, поддерживает и разрушает материальный мир. И поскольку Он является хранителем мира, Он проявляет Себя в многочисленных воплощениях. Эта часть Маха-пуруши, или Маха-Вишну, которая является с целью сотворения, поддержания и разрушения, называется воплощением.
Маха-пуруша неотличен от Всевышнего. Он является изначальным воплощением, источником всех живых существ и прибежищем всего сущего. Маха-пуруша — первое воплощение Всевышнего в материальном мире. Впоследствии как Его достояния появляются время, природа, пракрити (как причина и следствие), ум, материальные элементы, ложное эго, качества природы, чувства, вселенская форма, абсолютная независимость и движущиеся и неподвижные живые существа.
Описывая воплощения и признаки, по которым их можно распознать, «Лагху-бхагаватамрита» говорит, что, когда Господь Кришна нисходит с целью сотворения материального мира, Он является аватарой, или воплощением. Существуют два вида аватар: преданные, наделённые могуществом, и тад-экатма-рупа (Сам Господь). Примером тад-экатма-рупы является Шеша, а примером преданного — Васудева, отец Господа Кришны. Шрила Баладева Видьябхушана в этой связи замечает, что материальный мир отчасти является царством Бога, куда Бог должен иногда приходить и выполнять определённые виды деятельности. Полная часть Господа, посредством которой Господь Кришна осуществляет эту деятельность, называется Маха-Вишну; Он является первоначалом всех воплощений. Этот верховный пуруша, Маха-Вишну, взглядом наделяет материальную природу способностью поставлять материальные элементы, и она становится причиной возникновения проявленного материального космоса. Только тогда Он сообщает ей силу. Именно благодаря взгляду Всевышнего материальная природа способна действовать в обоих аспектах (как причина возникновения материального творения и как источник элементов, необходимых для её создания). Различные экспансии Верховного Господа, которые наделяют материальную энергию силой, называются полными экспансиями или воплощениями. Все эти полные экспансии и воплощения неотличны от Вишну, что можно проиллюстрировать примером со множеством огней, зажжённых от одного огня. Однако из-за того, что они управляют майей и тем самым связаны с ней, их иногда называют майика, что значит «те, кто имеет отношения с майей».
В начале сотворения материального мира Господь распространил Себя сначала в форму пуруши и проявил все элементы материального творения. Таким образом, в первую очередь были созданы шестнадцать начал материальной деятельности. Это было сделано с целью сотворения материальных вселенных.
Описывая внешний облик трёх пуруш, «Лагхубхагаватамрита» говорит, что Гарбходакашайи Вишну имеет четырёхрукую форму и в той форме, в которой Он входит во вселенную и ложится посреди молочного океана, Его называют Кширодакашайи Вишну, Сверхдушой всех живых существ, включая полубогов. В «Сатвата-тантре» говорится, что третий пуруша, Кширодакашайи Вишну, в виде Сверхдуши находится в сердце каждого живого существа. Кширодакашайи Вишну — это экспансия Гарбходакашайи Вишну, предназначенная для игр.
53. Лила-аватары
К лила-аватарам относятся:
1) Чатухсана;
2) Нарада;
3) Вараха;
4) Матсья;
5) Ягья;
6) Нара-Нараяна;
7) Кардами Капила;
8) Даттатрея;
9) Хаяширша;
10) Хамса;
11) Дхруваприя;
12) Ришабха;
13) Притху;
14) Нрисимха;
15) Курма;
16) Дханвантари;
17) Мохини;
18) Бхаргава Парашурама;
19) Вамана;
20) Рагхавендра;
21) Вьяса;
22) Праламбари Баларама;
23) Кришна;
24) Будха;
25) Калки.
Эти двадцать пять Божественных Личностей известны как лила-аватары. Так как они появляются каждый день Брахмы, т. е. каждую калпу (эпоху), их иногда называют калпа-аватарами. Из этих воплощений Хамса и Мохини не существуют вечно и не очень хорошо известны, однако их причисляют к прабхава-аватарам. Капила, Даттатрея, Ришабха, Дханвантари и Вьяса существуют вечно и пользуются широкой известностью. Их также причисляют к воплощениям прабхава. Курму, Матсью, Нараяну, Вараху, Хаягриву, Пришнигарбху и Балараму, убившего Праламбасуру, причисляют к вайбхава-аватарам.
К воплощениям, предназначенным для игр, относятся такие воплощения, как воплощение рыбы, воплощение черепахи, Рамачандра, Нрисимха, Вамана и Вараха. Этим воплощениям нет числа.
54. Гуна-аватары
Гуна-аватар насчитывают три. Ими являются: Брахма, Шива и Вишну.
Таким образом, существует три гуна-аватары, или воплощения Вишну, управляющие качествами природы: Брахма, Вишну и Шива. Брахма и Шива являются покорными слугами Верховного Господа, а Вишну, в форме которого проявляется Сам Верховный Господь, — это экспансия Кришны.
55. Манвантара-аватары
Число манвантара-аватар невозможно определить. В течение одной калпы, или одного дня Брахмы, проявляется четырнадцать Ману. В одном дне Брахмы насчитывается 4 миллиарда 320 миллионов лет, и Брахма живёт сто лет по летоисчислению полубогов. Таким образом, если за один день Брахмы приходит четырнадцать Ману, то в течение одного месяца Брахмы приходит 420 Ману, а за один год Брахмы — 5040 Ману. Поскольку Брахма живёт сто таких лет, в течение его жизни является 504 000 Ману. А поскольку существует бесчисленное множество вселенных, никто не в состоянии представить себе общее число манвантара-аватар. Так как все вселенные появляются одновременно при выдохе Маха-Вишну, невозможно даже приблизительно подсчитать, сколько Ману появляется за один раз. Но, несмотря на это, каждый Ману имеет своё имя.
В Сваямбхува-манвантару аватару звали Ягьей. В Сварочиша-манвантару его называли Вибху. В Ауттама-манвантару он носил имя Сатьясена, а в Тамаса-манвантару — имя Хари.
В Райвата-манвантару аватару звали Вайкунтха, в Чакшуша-манвантару — Аджита, в Вайвасвата-манвантару — Вамана, в Саварнья-манвантару — Сарвабхаума, а в Дакша-саварнья-манвантару — Ришабха.
В Брахма-саварнья-манвантару аватара носил имя Вишваксена, в Дхарма-саварнью — Дхармасету, в Рудра-саварнью — Садама, а в Дева-саварнью — Йогешвара.
В Индра-саварнья-манвантару аватару звали Брихадбхану. Таковы имена четырнадцати аватар, приходивших в различные манвантары.
В своём сочинении «Анубхасья» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур перечисляет Ману и их отцов. Ниже приводятся эти имена.
1) Сваямбхува Ману, сын Господа Брахмы;
2) Сварочиша, сын Сварочи, или Агни, господствующее божество огня;
3) Уттама, сын царя Приявраты;
4) Тамаса, брат Уттамы;
5) Райвата, брат-близнец Тамасы;
6) Чакшуша, сын полубога Чакшу;
7) Вайвасвата, сын Вивасвана, бога солнца (его имя упоминается также в «Бхагавад-гите» (4.1));
8) Саварни, сын бога солнца, рождённый ему женой по имени Чхайя;
9) Дакша-саварни, сын полубога Варуны;
10) Брахма-саварни, сын Упашлоки;
11) Рудра-саварни, сын Рудры;
12) Дхарма-саварни, сын Рудры;
13) Дева-саварни, сын Рудры и
14) Индра-саварни, сын Рудры.
Таковы имена четырнадцати Ману, приходящих в течение одного дня Брахмы, продолжительность которого составляет 4 300 000 000 солнечных лет. Эти воплощения Ману иногда называют вайбхава-аватарами.
В нынешний период правит седьмой по счёту Ману, которого зовут Вайвасвата (сын Вивасвана). С начала же периода прошло двадцать семь дивья-юг (27 х 4 300 000 000 солнечных лет).
Автор книги: Акиф Манаф Джабир (Айравата дас), профессор, доктор экономических наук.
-
Веды
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Читать далее -
Книги
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Читать далее -
Лекции \ Семинары
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
Читать далее -
Храм Ведического Планетария
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читать далее