Ведическая космология, часть 6: "Экспансии Господа"
Часть 6
15. Прабхава-виласа
К главной четверке экспансий относятся Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха. Эти формы называются прабхава-виласа.
Баларама тоже проявляется в изначальной четверке экспансий, которую составляют Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха. Эти экспансии прабхава-виласы, проявляют разные эмоции.
Первые экспансии, составляющие чатур-вьюху, четверку форм, уникальны. Ничто не может сравниться с Ними. Эта четверка является источником бесконечного множества других четверок форм. Эти четыре формы Господа Кришны, принадлежащие к категории прабхавы и предназначенные для игр, вечно пребывают в Двараке и Матхуре.
Четверка экспансий прабхава-виласы распространяется в двадцать четыре формы вайбхава-виласы. Каждая из этих форм имеет четыре руки, и каждая держит в руках оружие, которое располагается различным образом.
16. Вайбхава-виласа
Из Господа Кришны проявляется Баларама. Из Баларамы проявляется первая чатур-вьюха (Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха). Затем из Санкаршаны проявляется Нараяна, а из Нараяны — двития чатур-вьюха, вторая чатур-вьюха (Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха).
Нараяна, являющийся господствующим Божеством Нараяналоки, — это форма Господа Кришны, относящаяся к категории виласы. Словом "нара" определяют совокупность всех живых существ, а словом "аяна" — их прибежище.
Итак, из Нараяны проявляются формы Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анирудхи. Нараяна представляет собой центр, а четыре формы — Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха — окружают форму Нараяны.
Из изначальной четверки экспансий через Нараяну проявляются двадцать четыре формы. Они отличаются друг от друга расположением оружия в своих четырех руках. Они называются вайбхава-виласа.
В духовном небе находится вторая четверка форм, которая проявляется из четверки форм пребывающей в Двараке, одной из частей обители Кришны. Среди этих форм, которые все имеют духовную природу, Шри Баларама проявляется в форме Маха-Санкаршаны. Действия в духовном небе проявляются внутренней энергией в форме чистого духовного бытия. Они распространяются в шесть трансцендентных достояний, которые являются проявлениями Маха-Санкаршаны, изначального источника и конечной цели всех живых существ.
Вторую четверку составляют Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха. Они всецело трансцендентны. Из Васудевы, первой экспансии, исходят Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха в том порядке, который здесь указан.
Таким образом, Санкаршана — это экспансия Васудевы, Прадьюмна — экспансия Санкаршаны, а Анирудха — экспансия Прадьюмны.
Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха в равной мере наделены могуществом и шестью достояниями (знанием, богатством, силой, славой, красотой и отрешенностью) и лишены такого недостатка, как способность к продолжению рода.
Шрила Рупа Госвами говорит в "Лагху-бхагаватамрите"(стихи 80-83), что эти четыре экспансии Нараяны пребывают в духовном небе, где они известны под именем Махавастха.
Санкаршана — это непогрешимая полная экспансия Верховного Господа, принадлежащая к категории Вишну. Он является изначальным источником живых существ. Также Его называют Мула Санкаршаной.
Мула Санкаршана является изначальным Вишну, из которого исходят все остальные формы Вишну и распространяющиеся несколькими способами. Мула означает "изначальный". Санкаршана — тоже Вишну, но Он является Вишну, из которого исходят все остальные Вишну. Это подтверждается в "Брахма-самхите", где говорится, что, как огонь, зажженный от другого огня, неотличен от изначального, так и все формы Вишну, исходящие из Мула Санкаршаны неотличны от изначального Вишну.
Изначальная четверка форм — Кришна (Васудева), Баларама (Санкаршана), Прадьюмна и Анирудха — распространяется в другую четверку, пребывающую на планетах Вайкунтхи в духовном небе. Таким образом, четверка форм, находящаяся на планетах духовного неба, является вторичной четверкой, исходящей из изначальной четверки, которая пребывает в Двараке. Как уже объяснялось выше, Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха являются неизменными и трансцендентными полными экспансиями Всевышнего.
В пределах духовного неба действует духовная созидательная энергия, которая на санскрите называется шуддха-саттвой. Это чистая духовная энергия, которая поддерживает все планеты Вайкунтхи со всеми достояниями (знанием, богатством, могуществом и т. д.). Все действия шуддха-саттвы являются проявлением могущества Маха-Санкаршаны.
И так, формы изначальной четверки распространяются в экспансии, образующие вторую четверку. Обители этих вторичных экспансий располагаются по четырем направлениям.
Затем формы второй четверки три раза распространяют Себя в другие формы начинающиеся Кешавой. Так возникают формы, предназначенные для игр.
Каждая из четырех форм чатур-вьюхи распространяется в три экспансии, и все эти экспансии в зависимости от расположения оружия в Их руках носят разные имена.
Экспансиями Васудевы являются Кешава, Нараяна и Мадхава.
Экспансиями Санкаршаны являются Говинда, Вишну и Мадхусудана.
Экспансиями Прадьюмны являются Тривикрама, Вамана и Шридхара.
А экспансиями Анирудхи являются Хришикеша, Падманабха и Дамодара.
Эти двенадцать экспансий являются господствующими Божествами двенадцати месяцев.
Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха распространяют Себя также в восемь добавочных экспансий, предназначенных для игр. К этим восьми экспансиям относятся:
1) Пурушоттама;
2) Ачьюта;
3) Нрисимха;
4) Джанардана;
5) Хари;
6) Кришна;
7) Адхокшаджа;
8) Упендра;
Из этих восьми экспансий две являются формами Васудевы. Они носят имена Адхокшаджи и Пурушоттамы.
Упендра и Ачьюта — это "игровые" формы Санкаршаны.
Нрисимха и Джанардана — формы Прадьюмны.
Хари и Кришна — формы Анирудхи.
Все эти формы предназначены для игр.
Все эти формы правят в духовном мире различными планетами Вайкунтхами, располагаясь в последовательном порядке по всем направлениям, начиная с востока. По каждому из восьми направлений располагаются три различные формы.
17. Авеша-рупа
Форма Верховного Господа под названием авеша описывается в "Лагху-бхагаватамрите" (стих 18). Там говорится, что авеша-рупой называется на санскрите живое существо, наделенное Господом особым знанием и могуществом.
В "Чайтанья-чаритамрите" (Антья, 7.11) сказано: "Если преданный не получил от Господа особых полномочий, он не способен проповедовать по всему миру славу святого имени Господа. Таково объяснение значения слова авеша-рупа".
Таким образом, когда Кришна наделяет подходящее живое существо полномочиями представлять Его, это живое существо называется авеша-рупой или шактьявеша-аватарой. Примерами авеша-рупы являются:
1) Брахма;
2) четыре Кумара;
3) Нарада;
4) Парашурама и
5) Махараджа Притху.
Автор книги: Акиф Манаф Джабир (Айравата дас) профессор, доктор экономических наук
-
Веды
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Читать далее -
Книги
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Читать далее -
Лекции \ Семинары
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
Читать далее -
Храм Ведического Планетария
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читать далее