Ведическая космология, часть 8: "Энергии Кришны"
Часть 8
21. Сандхини
Основой энергии сандхини является шуддха-саттва. Она — та сила, которой держится существование Господа Кришны. Все окружение Кришны, Его обитель, дворец, ложе, представляют собой трансформированную шуддха-саттву.
Кришна всегда имеет абсолютно духовную природу. Все атрибуты Его существования также есть проявления сандхини-шакти, или трансформированная вишуддха-саттва. Чтобы прояснить это более понятным, следует сказать, что эта сандхини-шакти, один из аспектов внутренней энергии, поддерживает и проявляет все многообразие духовного мира. В царстве Бога слуги, служанки Господа и все остальное представляют собой преобразованное духовное существование сандхини-шакти. Подобно этому, сандхини-шакти, энергия существования внешней энергии распространяет все многообразие материального мира, видя которое, мы можем получить некоторое представление о духовной сфере.
Состояние чистой благости (шуддха-саттва), в котором Верховного Господа можно видеть ничем не скрытым, называется васудева.
Итак, Господь Кришна, Его имя, слава, качества и все, что принадлежит Ему, пребывает в сандхини-шакти, одном из аспектов внутренней энергии Господа.
22. Самвит
Квинтэссенцией энергии самвит является знание, что Господь Кришна — Верховная Личность. Все остальные виды знания — лишь составляющие этого знания. Действие самвит-шакти имеет своим результатом сам факт познания. И Господь, и живые существа имеют знание. Как Верховная Личность Шри Кришна обладает полным знанием обо всем, и потому ничто не препятствует Его познанию. Он может получить знание, просто взглянув на объект, тогда как обычные живые существа сталкиваются на пути познания со множеством препятствий.
Существует три вида знания, которым обладают живые существа:
1) непосредственное знание;
2) косвенное знание;
3) искаженное знание.
Знание, которое мы получаем, воспринимая материальные объекты материальными органами чувств, такими, как глаза, уши, нос и руки, без сомнения является искаженным. Эта иллюзия есть то, что преподносит нам материальная энергия, которая претерпевает искажающее воздействие самвит-шакти. Априорное представление об объекте, находящемся за пределами чувственного восприятия представляет собой косвенное знание. Это знание нельзя назвать целиком и полностью несовершенным, но оно является частичным. Оно проявляется в форме осознания безличного аспекта духовного бытия и философии монизма. И только, когда фактору знания, самвит, сообщается знание, которое содержит энергия хладини, относящаяся к той же внутренней энергии, и они действуют вместе, тогда живое существо может познать Верховного Господа. Самвит-шакти следует поддерживать именно в таком состоянии. И материальное знание, и косвенное духовное знание являются побочными результатами действия самвит-шакти.
23. Татастха-шакти (пограничная энергия)
Пограничную энергию, называемую татастха-шакти и занимающую среднее положение между внутренней и внешней энергиями, составляют бесчисленные живые существа.
Татастха-шакти Господа склонна попадать под влияние внешней энергии, в результате чего она оказывается в тяжких условиях материального бытия. Живое существо не может забыть о своей истинной природе до тех пор, пока не попадет под влияние внешней энергии.
Живое существо, или духовная душа, может пребывать в различных состояниях: иногда оно погружается в полную тьмы материальную природу и отождествляет себя с материей, а иногда оно отождествляет себя с высшей, духовной природой. Поэтому его называют пограничной энергией Верховного Господа. В зависимости от того, с чем оно себя отождествляет — с материей или духом, — оно получает либо материальное, либо духовное тело.
Дживы (духовные души) являются частицами Господа. Они бесконечно малы и обладают ограниченным могуществом, и потому они всегда нуждаются в покровительстве Господа.
Дживы являются отделенными экспансиями Верховного Господа, и, несмотря на разницу в возможностях, все они созданы для того, чтобы доставлять Верховному Господу трансцендентное удовольствие. Однако некоторые дживы захотели господствовать над материальной природой, подражая Богу. Касаясь вопроса о том, когда и почему подобное желание завладело живыми существами, можно сказать только, что дживы наделены ограниченной независимостью, и, неверно распорядившись ею, некоторые живые существа попали в ловушку материального мира.
Ошибочное представление о Шри Кришне порождается тем, что две Его энергии, внутренняя и внешняя, влияют на третью, пограничную. Живые существа являются экспансиями пограничной энергии Господа, и потому иногда их вводит в заблуждение внутренняя энергия, а иногда — внешняя. Благодаря иллюзии, порождаемой внутренней энергией, Шри Кришна распространяет Себя в бесчисленное количество форм и обменивается трансцендентным любовным служением или принимает его от живых существ в трансцендентном мире. А посредством экспансий внешней энергии Он нисходит в материальный мир, появляясь среди людей, животных или полубогов, чтобы восстановить забытые отношения с живыми существами, находящимися в различных формах жизни.
24. Бахиранги-шакти (внешняя энергия)
Внешняя энергия, называемая Бахиранги-шакти, является причиной возникновения бесчисленных вселенных, в которых действуют различные материальные энергии.
Внешняя энергия Бога представляет собой искаженное отражение внутренней энергии.
Трансцендентная энергия Господа действует в соответствии с Его всемогуществом. Одна и та же Его энергия действует как внешняя, внутренняя и пограничная энергии, и в своем всемогуществе Он может делать с помощью любой из них все, что пожелает. По Своей воле Он может превратить внешнюю энергию во внутреннюю. В этом случае милостью Господа внешняя энергия, ввергающая в иллюзию те живые существа, которые хотят того, по воле Господа отступает, и обусловленная душа раскаивается и налагает на себя епитимьи. Затем та же самая энергия помогает очистившемуся живому существу продвигаться по пути самоосознания. Здесь можно привести пример с электрической энергией. Опытный электрик, по-разному применяя электрическую энергию, может использовать ее и для нагревания, и для охлаждения. Так же и внешняя энергия, которая сейчас сбивает живое существо с толку, заставляя его бесконечно рождаться и умирать, по воле Господа превращается во внутреннюю энергию, чтобы вести живое существо к вечной жизни. Обретая такую милость Господа, живое существо занимает свое естественное изначальное положение, чтобы наслаждаться вечной духовной жизнью.
В "Падма-пуране" (Уттара-кханда) говорится, что число планет духовного неба, составляющего три четверти внутренней энергии Господа, во много раз превосходит общее число планет во всех вселенных представляющих собой внешнюю энергию Господа. В "Чайтанья-чаритамрите" совокупность всех вселенных, принадлежащих к внешней энергии Господа, сравнивают с мешком горчичных зерен, а каждую вселенную — с одним горчичным зерном. Мы не можем сосчитать планеты всего одной вселенной, так что нам трудно даже представить себе суммарное число планет во всех вселенных, которых так же много, как горчичных зерен в мешке. Между тем в духовном мире, планет по крайней мере в три раза больше, чем в материальном. Эти планеты, духовные по природе, трансцендентны к материальным гунам и, следовательно, состоят из чистой благости. На них царит духовное блаженство (брахмананда). Они вечны, неуничтожимы и свободны от скверны, присущей материальному миру. Каждая из них излучает свет, и ее сияние ярче, чем совокупное сияние миллионов материальных солнц (если это только можно себе представить). Обитатели этих планет не рождаются, не стареют, не болеют и не умирают, все они обладают полным знанием, добродетельны и свободны от материальных желаний. Единственное занятие обитателей этих планет — трансцендентное любовное служение Верховному Господу.
Три-пада-вибхути (три четверти совокупной энергии Бога), именуемые Его внутренней энергией, — это царство Бога, лежащее далеко за пределами материального неба, а когда говорят о Его эка-пада-вибхути (оставшейся четверти Его энергии, которую составляет внешняя энергия), имеют в виду материальный мир.
В "Падма-пуране" также говорится, что царство три-пада-вибхути трансцендентно, а мир эка-пада-вибхути материален. Мир три-пада-вибхути вечен, тогда как мир эка-пада-вибхути преходящ. В трансцендентном царстве Господь и все Его вечные слуги обладают вечными телами, которые исполнены блаженства, совершенны, духовны и вечно юны. Иначе говоря, там нет рождения, болезней, старости и смерти. Вечный духовный мир полон трансцендентных наслаждений, в нем царят красота и блаженство. Эту истину подтверждает "Шримад-Бхагаватам" где трансцендентную природу называют амритой. В Ведах говорится: утамритатва-сьешанах — Верховный Господь является повелителем бессмертия, иначе говоря, Он Сам бессмертен, и, как повелитель бессмертия, может даровать бессмертие Своим преданным. В "Бхагавад-Гите" (8.16) Господь также говорит, что тот, кто достигает Его вечного царства, никогда больше не возвращается в этот бренный мир, обитель тройственных страданий и смерти. Господь отличается от господ этого мира. Правители или господа этого мира никогда не наслаждаются наравне со своими подданными, более того, они сами смертны и потому не могут даровать своим подчиненным бессмертия. Но Верховный Господь — повелитель всех живых существ — может одарить Своих преданных всеми Своими качествами, в том числе бессмертием и духовным блаженством. В материальном мире сердце живого существа постоянно переполняют тревоги и страх, но Господь — олицетворение высшего бесстрашия — награждает бесстрашием и Своих чистых преданных. Страх заложен в самой природе материального бытия, поскольку те страдания, которые сопутствуют рождению, болезням, старости и смерти и на которые обречены все, имеющие материальные тела, держат живое существо в постоянном страхе. В материальном мире все подвластно времени, которое вызывает перемены во всем сущем. Живое существо по своей природе является авикарой (неизменным), и поэтому все изменения, которые навязывает живому существу время, причиняют ему огромные страдания. Но в бессмертном царстве Бога нет перемен, которые несет с собой вечное время, то есть власть времени не распространяется на царство Господа, и поэтому его обитателям неведомо чувство страха. В материальном мире так называемое счастье приходит к человеку в результате его трудов. Работая не разгибая спины, человек может разбогатеть, но такому заработанному тяжким трудом счастью всегда сопутствуют страхи и сомнения, ибо никто не знает, как долго оно продлится. Однако в царстве Бога, чтобы быть счастливым, не надо прилагать никаких усилий. Счастье заложено в самой духовной природе, как гласят "Веданта-сутры", анандамайо бхьясат: "Дух по своей природе исполнен счастья". В духовном мире счастье постоянно увеличивается, принося с собой все большее и большее блаженство. Блаженство в духовном мире никогда не уменьшается. Такого ничем не омраченного духовного блаженства не существует нигде в пределах материальной вселенной, поскольку все здесь подчиняются закону рождения и смерти.
Деятельность внешней энергии имеет два аспекта. Один называется пракшепатмикой, а другой — аваранатмика. Слово пракшепатмика означает "стягивание вниз", а аваранатмика — "покров". Материалистичный человек или животное всегда будут довольны, в каких бы условиях существования они не находились, так как их знание покрыто вследствие действия внешней энергии. У людей, относящихся к низшим классам общества, и у живых существ, пребывающих в низших формах жизни, настолько слабо развито сознание, что они даже не понимают, счастливы ли они или испытывают страдания. Это называется аваранатмика.
Посредством же пракшепатмики внешняя энергия погружает живое существо в океан материального существования. А когда живое существо стремится освободиться из материального рабства, пракшепатмика, чарующая сила, призванная завлекать живое существо, заставляет его продолжать вести обусловленное существование и чувствовать полное удовлетворение, приносимое чувственными удовольствиями. Из-за аваранатмики обусловленная душа бывает довольна своей жизнью, даже если гниет в теле свиньи или червя, живущего в испражнениях. Освободить обусловленную душу из материального рабства невероятно трудно, так как чары внешней энергии необычайно сильны.
Автор книги: Акиф Манаф Джабир (Айравата дас) профессор, доктор экономических наук
-
Веды
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Читать далее -
Книги
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Читать далее -
Лекции \ Семинары
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
Читать далее -
Храм Ведического Планетария
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читать далее