Хитопадеша. "Жертва во имя долга"
Великий человек всегда скромен.
Однажды к радже Шудраку пришел слуга и сказал:
– О государь, у ворот твоего дворца стоит воин по имени Вирвар-герой. Он пришел из далекой страны и просит разрешения поговорить с тобой.
– Приведите его! – сказал Шудрак.
И, когда Вирвар-герой предстал перед ним, раджа Шудрак спросил его:
– Кто ты и откуда пришел?
– Мое имя Вирвар. Я хочу служить тебе, если только ты согласишься взять меня на службу.
– И сколько ты хочешь получать за свою службу?
– Пятьсот золотых монет каждый день, – ответил Вирвар-герой.
– Как же ты думаешь служить мне?
– У меня есть всего лишь три вещи, – отвечал Вирвар, – две руки и меч.
– Ты просишь слишком много, а имеешь слишком мало, – сказал раджа Шудрак. – Я не возьму тебя на службу.
Вирвар-герой поклонился радже и вышел. Тогда встал первый министр и сказал:
– Испытай его, о господин! Пусть в течение нескольких дней он получает это большое вознаграждение. Но зато ты сразу узнаешь, на что он способен. Если служба его стоит таких денег – ты оставишь его у себя, если не стоит – прогонишь.
Шудрак внял совету первого министра и послал своих слуг за Вирваром.
Когда Вирвар-герой вернулся, раджа приказал выдать ему вознаграждение за четыре дня вперед и велел сейчас же встать на страже у ворот дворца. Так Вирвар-герой поступил на службу к радже Шудраку.
Но раджа Шудрак не вполне доверял ему. Он приказал своим шпионам постоянно следить за Вирваром.
Через несколько дней шпионы донесли Шудраку, что половину полученных денег Вирвар пожертвовал богам, половину того, что осталось, раздал беднякам и нищим и лишь четвертую часть взял себе. На страже он стоит уверенно и спокойно, и в руках у него всегда обнаженный меч.
Раджа Шудрак и сам видел, что Вирвар-герой день и ночь стоит у ворот дворца с обнаженным мечом в руках. Лишь по приказу самого Шудрака покидал он свой пост, а потом снова спешил к воротам дворца.
На четырнадцатую ночь, когда все спали и только стража боролась со сном, раджа сквозь дремоту услышал чьи-то рыдания и причитания. Удивленный раджа прислушался. Рыдала какая-то женщина.
Раджа громко спросил:
– Кто стоит на страже у ворот?
– Я стою на страже у ворот, – ответил Вирвар, который, как всегда, был на своем посту.
– Пойди и узнай, кто это там рыдает.
И Вирвар, не говоря ни слова, немедленно пошел в темноту ночи, туда, откуда слышался женский плач.
Все еще прислушиваясь к рыданиям женщины, Шудрак подумал: «Правильно ли я поступил, послав солдата в такую темную ночь одного и без факела? А вдруг с ним что-нибудь случится, и я так и не узнаю, что там произошло? Как же я тогда смогу оценить, чего стоит служба Вирвара?»
Подумал так раджа, оделся, взял в руки меч и последовал за Вирваром. Бесшумно ступая, чтобы Вирвар не услышал его шагов, Шудрак осторожно крался за ним.
Так они шли довольно долго, пока не подошли к самой окраине города. И тут Вирвар увидел женщину, очень молодую и необычайно красивую. Она была в богатой одежде, украшенной драгоценными камнями.
Вирвар подошел к женщине и ласково спросил:
– Кто ты и почему так плачешь?
– Меня зовут Лакшми, – ответила незнакомка. – Я счастье и процветание раджи Шудрака. Долго и спокойно жила я под сенью его могущества, но теперь я вынуждена уйти от него и перейти к другому радже, чтобы он стал таким же могущественным, как Шудрак. Но мне жаль раджу, и потому я плачу.
– О богиня, – воскликнул Вирвар, – неужели ничем нельзя предотвратить такое несчастье? Ты покидаешь государство и его владыку – что может быть хуже этого? Скажи, что нужно сделать, чтобы ты осталась?
– Ты один можешь помочь радже и его государству, – сказала Лакшми. – Но хватит ли у тебя сил исполнить условие, которое я поставлю?
– Конечно, хватит! – ответил Вирвар. – Для того, чей хлеб я ем, я сделаю все.
– Тогда, – сказала богиня Лакшми, – принеси богине Сарасвати1 в жертву своего единственного сына. На его теле шестьдесят знаков превосходства, и богиня примет эту жертву. Тогда я вернусь к Шудраку.
И с этими словами женщина исчезла.
Вирвар в раздумье направился домой, а раджа Шудрак с еще большей осторожностью последовал за ним.
Придя домой, Вирвар разбудил жену и сына и рассказал им о встрече с богиней Лакшми и о том, что она ему говорила.
Выслушал сын Вирвара Шактидхар, что значит «могучий», рассказ отца и воскликнул:
– О отец, разве это не счастье отдать свою жизнь во имя процветания государства? Не медли же, пойдем в храм Сарасвати, и пусть все будет так, как сказала богиня Лакшми. Недаром ведь в книгах пишут: «Настоящий человек не задумываясь отдаст состояние и жизнь для блага других. Смерть неизбежна, и лучшая из смертей та, которую принимают во имя добра».
– Жертва должна быть принесена, – сказала мать Шактидхара, – иначе выйдет так, что ты зря получал от Шудрака такое щедрое вознаграждение.
Выслушал Вирвар речи жены и сына и решил:
– Да будет так, как вы говорите!
И все трое поспешили в храм богини Сарасвати, чтобы принести жертву.
Шудрак слышал весь разговор Вирвара с сыном и женой. Все так же неслышно он последовал за ними. Придя в храм, Вирвар обратился к богине Сарасвати и проговорил:
– Будь милостива, о богиня! Прими в жертву моего сына и сохрани государству Шудрака богиню Лакшми, приносящую счастье! Пусть в государстве Шудрака царит мир.
С этими словами он обнажил меч и отрубил голову своему сыну.
Некоторое время Вирвар стоял словно в оцепенении. Потом подумал: «Я полностью расплатился с раджой – ради него я пожертвовал своим единственным сыном. Но без сына жизнь моя будет пуста и бессмысленна».
И, схватив свой меч, он взмахнул им, и голова его покатилась к ногам богини.
Увидев перед собой мертвые тела сына и мужа, верная жена тотчас же последовала примеру Вирвара.
Не в силах вымолвить ни слова, Шудрак с ужасом смотрел на все происходящее. И, в свою очередь, подумал: «В этом мире таких, как я, тысячи. Они живут и умирают, так ничего и не свершив. Но вряд ли есть еще на свете люди, подобные Варвару, – это был настоящий герой. Но теперь в моем государстве уже нет Вирвара-героя. Государство лишилось Вирвара – это большая потеря. Но если не станет меня – потеря будет невелика».
Подумал так Шудрак, взял свой меч и уже поднял его, чтобы нанести себе смертельную рану, но тут вдруг появилась богиня Лакшми и схватила раджу за руку, в которой он держал меч.
– Не делай этого, сын мой! – сказала она ему. – Твое государство вне опасности. Отныне ты будешь жить спокойно и счастливо.
Шудрак упал на колени перед богиней Лакшми, протянул к ней руки и сказал:
– О богиня, не нужны мне ни государство, ни жизнь моя! Зачем мне все это, если я лишился такого преданного человека, как Вирвар-герой? Возьми мою жизнь и воскреси Вирвара, его сына и его жену! Позволь мне уйти из этой жизни, но верни жизнь этим героям!
– Я довольна тобою, – сказала Лакшми, – я вижу твою любовь к преданному Вирвару. Иди, и да сопутствуют тебе победа и счастье! А Вирвара-героя и его семью я верну к жизни.
Шудрак низко поклонился богине и направился в свой дворец. Ни одна живая душа не видела, как он уходил и как вернулся.
Между тем богиня Лакшми воскресила Вирвара вместе с женой и сыном. Проводив жену и сына домой, Вирвар вернулся на свое место и снова встал на страже у ворот дворца.
Наутро раджа призвал к себе Вирвара и спрашивает:
– Кто же рыдал этой ночью, и что было причиной стольких слез?
– О махараджа, – ответил Вирвар-герой, – это плакала какая-то девушка. Я заговорил с ней, но она не ответила мне и исчезла. А больше ничего не случилось.
Услышав ответ Вирвара, раджа Шудра к подумал: «Какой прекрасный человек этот Вирвар! И как я смогу отблагодарить его? Недаром в книгах написано: "Истинный герой не хвалится своими победами и заслугами и не преклоняется ни перед кем. Великий человек всегда скромен и благороден"».
Тут приказал раджа созвать министров и рассказал им всю историю от начала до конца. Шудрак щедро вознаградил доблестного героя Вирвара: в дар ему он отдал целое государство Карыатак.
– Вот почему я и говорю, – продолжал Хираньягарбх, – что, может быть, Ворона явилась сюда с добрыми намерениями и мы зря ее подозреваем.
– Но я скажу так, – возразил Журавль, – не нужно воображать, что, если кому-то благородный поступок принес удачу и счастье, и мне так же повезет. Мне бы тоже хотелось достичь всего только кротостью и добродетелью. Но не хотел бы я разделить судьбу брадобрея, который в погоне за золотом убил нищего и сам поплатился жизнью.
– Как же это произошло? – спросил раджа болотных птиц. – Я бы хотел узнать про это.
– Так слушай, о махараджа!.. – ответил Журавль.
1Сарасвати – в индийской мифологии богиня – покровительница наук и искусств.
Веды в печатном формате и книги Александра Хакимова: https://www.ahakimov.com/books.html
Купить «Бхагавад Гита как она есть» (большая 145x215x50):
https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/bhagavad-gita-kak-ona-esti-bolishaya-145x215x50.html
Купить «Бхагавад Гита как она есть» (средняя 130x205x40):
https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/bhagavad-gita-kak-ona-est.html
Купить «Бхагавад Гита как она есть» (маленькая 130x160x40):
https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/bhagavad-gita-kak-ona-esti-malenikaya-105x160x40.html
“Впервые известный философ и духовный учитель – Александр Хакимов – открывает сокровенную жизнь своей души в своих картинах. Собранный в книге материал сформирован на основе наблюдений, переживаний, творческой деятельности и желания быть максимально полезным обществу, в котором автор существует и которому искренне служит”.
Александр Хакимов «Эволюция красоты»: https://www.ahakimov.com/books/knigi/evolyutsiya-krasoty.html
«Благодаря этой книге, каждый человек сможет определить, на каком уровне сознания он находится. Это знание поможет посмотреть на окружающий его мир, на самого себя и свою жизнь иначе, самостоятельно сделать правильные выводы и выйти из сложных жизненных обстоятельств, не быть обманутым и не обмануть других, и в конечном итоге – понять смысл и цель жизни».
Александр Хакимов «Эволюция сознания»: https://www.ahakimov.com/books/knigi/evolutsia-soznania.html
-
Веды
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Читать далее -
Книги
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Читать далее -
Лекции \ Семинары
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
Читать далее -
Храм Ведического Планетария
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читать далее