Лекции и книги Александра Хакимова

Хорошо скрываться в потоке невидимых мыслей, и уплывать с ними в мечту. Хорошо, когда звучит музыка, которая вселяет веру в мои мысленные образы. Невиданные события протекают в уме вдохновленного человека.

Александр Хакимов. Книга "Иллюзия и реальность".

Махабхарата. Глава двадцать четвертая "Юдхиштхира дает нравственные назидания". Часть 3


Махабхарата. Глава двадцать четвертая "Юдхиштхира дает нравственные назидания". Часть 3

Драупади все еще не могла избавиться от сомнений. Если добродетель дарует человеку победу и успех, то почему Юдхиштхира вынужден был переживать несчастье? Он ни разу еще не отклонялся от добродетели. Даже во время игры в кости он руководствовался лишь благими побуждениями. И что же?

Он оказался в бедственном положении, в то время как нечестивый Дурьйодхана наслаждается роскошью. Царевна сказала:

– Кажется мне, о царь, что, хотя ты всегда защищал добродетель, добродетель не захотела защитить тебя. Даже небожители знают о твоих достоинствах. Я уверена, что ты скорее отверг бы меня и своих братьев, чем поступился добродетелью. Ты всегда служишь брахманам, делишься с ними всем, что у тебя есть. Ты никогда не проявляешь неуважения к старшим, к равным тебе, а также младшим. Ты не возгордился, даже завоевав землю. Ты совершил немало великих жертвоприношений и раздал, как милостыню, безмерные сокровища. Даже сейчас, когда ты ведешь жизнь, полную лишений, это не умалило твоих достоинств.

Глядя мужу в глаза, Драупади продолжала добиваться ответа, чтобы разрешить сомнения:

– И, несмотря на все это, злая судьба помутила твой разум, и ты проиграл все – богатство, царство, братьев и даже меня. Как ты – скромный, сдержанный, честный, великодушный и правдивый – мог позволить втянуть себя в эту игру? Предаваться азартным играм – это грех. Я просто не понимаю, как такое могло произойти.

Драупади знала: все находится во власти Верховного Господа, но сейчас, после того, что произошло с Юдхиштхирой и казалось ей необъяснимым, ее вера подвергалась серьезному испытанию.

– О царь, – молвила она, – несомненно, Господь управляет всеми живущими, подобно кукольнику. Никто не может и секунды оставаться независимым. Бог награждает нас счастьем или страданием в соответствии с поступками, которые мы совершаем. Каждый зависит от Бога. Господь сводит нас вместе и использует как орудия осуществления нашей кармы. Поэтому я думаю, что именно Господь поставил тебя в это бедственное положение. Но почему Он допустил такую несправедливость, несовместимую с законами истины и добродетели? Если же Он не повинен в несправедливости, то это означает, что в мире царит закон силы: кто более могуществен, тот и диктует свою волю. Если Бог не управляет воздаянием за поступки людей, тогда мне жаль тех, кто не обладает могуществом.

Видя, что горе и душевные муки совсем смутили жену, Юдхиштхира сказал:

– О благородная женщина, рожденная из священного огня, хотя речь твоя стройна и приятна, но так говорят лишь безбожники. Никто и ни при каких обстоятельствах не должен совершать добродетельные поступки, рассчитывая на вознаграждение. Такой грешник, торговец благочестием, никогда не получит ожидаемого плода. Я придерживаюсь добродетели лишь потому, что желаю следовать Ведам, и потому еще, что хочу доставить удовольствие Господу. Как свидетельствуют Веды, человек, который сомневается в добродетели, обречен на рождение среди животных. Тому, кто не имеет веры в религию, в добродетель и слова риши, закрыт путь в царство бессмертия и блаженства. Такой человек считается ниже вора.

Склонив голову, Драупади слушала мужа.

– О тонкостанная, – продолжал он, – ты видела своими глазами дар добродетели в таких бессмертных святых, как Маркандея, Вьясадева, Майтрея и небесный мудрец Нарада. Эти лучезарные и постоянно пребывающие в блаженстве риши говорят о добродетели, как о наивысшем долге. Если бы добродетельные поступки благочестивых людей не приносили плодов, то уже давно весь мир погрузился бы во мрак невежества. Никто бы не стремился к освобождению и не интересовался приобретением знаний, и даже ради богатства никто не стал бы работать. Люди жили бы, как звери, и в мире царил хаос.

Брахманы, привлеченные речью Юдхиштхиры, подошли ближе и, слушая, одобрительно кивали. На землю опустилась ночь, и большая поляна, где они сидели, озарилась светом костров. До слуха Драупади доносился треск пламени и стрекот сверчков, она же продолжала внимать тому, что говорил Юдхиштхира:

– Не теряй веры в добродетель, о Панчали, потому лишь, что не видишь ее плодов. Не сомневайся, плоды созреют в должный срок, – так же, как и последствия нечестивых поступков. Истинная добродетель приносит плоды вечные и неуничтожимые, она возносит человека в область высочайшего счастья. Поэтому не говори плохо о Боге. Попытайся понять Верховное Существо и Его желания. О Драупади, всегда склоняйся перед Ним. Это будет тебе на пользу.

Слезы покатились из глаз Драупади. Конечно, все, что говорил муж, было правдой. Бог непогрешим, Он всегда был и остается доброжелателем и другом всех живущих. Но кто может понять Бога? Его деяния непостижимы. Никто не способен проникнуть в Его планы. Несчастье, которое обрушилось на благочестивых Пандавов, а также неподдающееся объяснению поведение Юдхиштхиры, которое, как могло показаться, и вызвало это несчастье, – оставалось непостижимым и выходило за пределы всякого понимания.

Драупади вздохнула:

– Я согласна с тем, что ты сказал, о лучший из людей. Конечно же, Господь дает каждому человеку то, что он сам заработал. Даже если с нами случается нежданное несчастье или к нам приходит удача, мы должны понять, что причиной были наши поступки в прошлых жизнях. Но, помимо судьбы, есть также личные усилия. Человек, не прилагающий усилий, в конце концов погубит себя. Я считаю, что ты должен приложить усилия, чтобы вернуть царство. Даже если тебе это не удастся, по крайней мере, никто не станет тебя попрекать, и все будут довольны, зная, что ты сделал все возможное. Хотя плоды принадлежат не нам, мы все равно должны выполнять свою работу. Мудрые осуждают бездействие. Так почему же ты отказываешься что-либо предпринять? Вот что мне непонятно.

Драупади умолкла. Однако Бхиму ее слова не оставили равнодушным, и он почувствовал потребность высказать наболевшее. Он тоже испытывал гнев при мысли о том, что им еще столько времени предстоит провести в лесу. Не то чтобы его не устраивала суровая подвижническая жизнь, но ему невыносимо было думать, что в это самое время Дурьйодхана и его братья наслаждаются своей бесчестной победой и принесенной ею добычей. Почему Юдхиштхира должен молча страдать? Драупади была права. Нет смысла отсиживаться – нужно действовать!

– О Юдхиштхира, – воскликнул Бхима, – чего ты надеешься достигнуть, живя аскетом? Ты не йог, а царь, значит, и вести себя должен, как царь. Дурьйодхана ограбил тебя, отобрав царство. Он подобен трусливому шакалу, который питается падалью и крадет добычу у льва. Как ты можешь это терпеть? Зачем ты отрекся от богатства, которое было для нас источником как благочестия, так и наслаждений, и променял его на мелочную добродетель под названием «выполнить свое обещание»? Как видно, ты уже разучился отличать истинное благо от ложного.

Юдхиштхира спокойно слушал, пока Бхима изливал свой давно сдерживаемый гнев. Низкий и сильный голос Бхимы гремел, как литавры, отдаваясь эхом в окрестном лесу:

– О царь, потерей нашего царства мы обязаны лишь твоему легкомыслию. Ради того только, чтобы ты был доволен, мы позволили Дурьйодхане и его братьям вырвать у нас из рук богатство и причинить столько страданий. По твоему велению мы поселились здесь, на горе нашим друзьям и на радость врагам. Я не сомневаюсь: мы совершили глупость, не убив Кауравов прямо на месте. Вместо этого мы смиренно отправились в лес, и весь мир стал свидетелем нашего бессилия. Этого не одобрили ни Кришна, ни Арджуна, ни близнецы, ни я сам. О царь, неужели овладевшее тобой горе лишило тебя мужества, и теперь ты оправдываешься, прикрываясь добродетелью? Только трусы предаются горю, не в силах отвоевать потерянное.

Бхима продолжал приводить доводы, говоря, что добродетель, порождающая неисчислимые страдания, не может называться добродетелью. Какой смысл в добродетели ради добродетели? Цари должны быть благочестивыми, чтобы царства их процветали, а сами они имели возможность наслаждаться. Все три цели – добродетель, богатство и наслаждение – одинаково важны. Не следует пренебрегать какой-либо из них ради другой.

– Неужели ты забыл, в чем состоит твой долг? – вопрошал Бхима. – Ты могучий воин, в твоем распоряжении четверо могучих мужей. Используй эту силу, чтобы отвоевать законное царство. Утвердив свое господство, праведно властвуя над подданными и раздавая брахманам пожертвования, ты еще более возвысишься в благочестии. Отказавшись выполнить обещание, которое обязывает тебя оставаться в лесу, ты лишь пожертвуешь второстепенным правилом ради высшего блага.

Немного смягчившись, Бхима продолжал:

– Брахманы и народ хотят, чтобы ими правил ты. Они ненавидят Дурьйодхану. Тебе вполне по силам отобрать у него свое царство, а я и Арджуна выступим как твои союзники. Разве кто-нибудь сможет противостоять нам в сражении? Давай прибегнем к хитрости и силе и отвоюем то, что принадлежит нам по праву. Ведь это наш долг.

Юдхиштхира молчал какое-то время, призывая к себе терпение. Потом поднял глаза и, глядя на Бхиму, произнес:

– О потомок Бхараты, я не могу упрекать тебя за слова, что ранят мне сердце, будто стрелы. Ты прав: я виновен в том, что навлек на нас эту беду. Я знал, что не смогу обыграть Шакуни в кости, и все же позволил втянуть себя в это безумие. Мне следовало проявить большую выдержку. О Бхима, ум становится неуправляемым, когда попадает под влияние мужского тщеславия, гордости и хвастливости. Я не осуждаю тебя за то, что ты мне сказал, но тем не менее считаю, что произошедшее с нами было предопределено судьбой.

Юдхиштхира дал понять Бхиме, что не станет нарушать обещание.

– Помнишь ли ты условия последней игры? – спросил он. – Шакуни сказал тогда: «Тот, кто проиграет в этот раз, отправится в лес на тринадцать лет. Победитель получит царство проигравшего, а когда срок ссылки истечет, должен будет вернуть его». Я ответил ему: «Да будет так».

Юдхиштхира опустил голову и замолчал: события того дня встали перед его мысленным взором. Как он мог пойти на такое? Где была его рассудительность? Он думал, что им руководят только благие побуждения, но теперь все те, кого он любил, были обречены на страдания. И тем не менее он решил оставаться непреклонным. Независимо от того, насколько тяжелым было их нынешнее положение, пути назад нет. Он не нарушит обещания. Договор будет соблюден.

Юдхиштхира решительно заключил:

– Так разве смогу я, о Бхима, пренебречь данным словом ради богатства? Для меня не существует ничего превыше истины. Уважающий себя человек скорее умрет, чем нарушит клятву. Давайте мирно жить здесь. Настанут и лучшие времена. Земледелец разбрасывает семена и ожидает урожая. Таким же образом истина и добродетель всегда приносят плоды, когда настанет срок. Не сомневайся.

Доводы Юдхиштхиры не убедили Бхиму. Его сердце переполнял гнев. Он даже не мог спать с тех пор, как поселился в лесу. Не желал он и ждать так много лет, прежде чем ему дадут возможность излить свою ярость на Кауравов. Разве было у них хоть какое-то понятие о добродетели? Почему же Юдхиштхира должен относиться к ним так, как будто они заслуживают уважения? Или он думает, что они его уважают за благочестие и приверженность истине? Наоборот, они презирают его за слабость и смеются над ним.


Ссылка на 1 часть:
https://www.ahakimov.com/vedy-articles/mahabharata-glava-dvadcati-chetviortaya.html

Ссылка на 2 часть:
https://www.ahakimov.com/vedy-articles/mahabharata-glava-dvadcati-chetvertaya-yudhishthira-daet-nravstvennye-nazidaniya-chasti-2.html

Веды в печатном формате и книги Александра Хакимова: https://www.ahakimov.com/books.html

“Бхагавад–гита как она есть является квинтэссенцией ведической мудрости. В этом произведении в сжатом виде изложены основные идеи древнеиндийской философии, включающие закон кармы и концепцию перевоплощения души”.

Купить книгу «Бхагавад-гита как она есть»:
https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/bhagavad-gita-kak-ona-est.html

“Что такое "душа"? Чем она отличается от "личности"? Почему человек в поиске себя самого неизбежно сталкивается с необходимостью осознать Личность Бога? На эти и многие другие вопросы дает ответ новая книга известного в России и за рубежом специалиста по ведической культуре Александра Хакимова (духовное имя – Чайтанья Чандра Чаран дас)”

Александр Хакимов, «Возрождение души»:
https://www.ahakimov.com/books/knigi/vozrojdenie-dushi-tainstvennaya-priroda-lichnosti.html

“Вы готовы остановить фабрику иллюзий и подняться на новый уровень истинного счастья? Обрести чистый источник энергии и жизненной силы и оказаться в новом, четвертом измерении, где все реально? Автор продолжает тему исследования эволюции сознания, поднятую им в предыдущих книгах, и делает еще один шаг к познанию главной истины”

Александр Хакимов, «Иллюзия и реальность»: https://www.ahakimov.com/books/knigi/illyuziya-i-realinosti.html


Интересно знать..
  • Веды
    Веды
    Веды

    В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества

    Читать далее
  • Книги
    Книги
    Книги

    Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.

    Читать далее
  • Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары

    Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.

    Читать далее
  • Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария

    В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.

    Читать далее