Махабхарата. Глава двенадцатая "Дхритараштра отдает половину царства". Часть 2
Ранним утром следующего дня Видура отбыл в Панчалу. Он вез с собой сундуки с драгоценностями и всевозможными роскошными дарами, предназначенными для Друпады, Пандавов и Драупади. Полк солдат Дхритараштры следовал вместе с Видурой по ровным лесным дорогам, охраняя его в пути. Прослышав, что Кришна тоже находится в Кампилье, куда он приехал, чтобы повидаться с Пандавами, Видура чувствовал радостное волнение в предвкушении встречи с этой всемогущей личностью и своими возлюбленными племянниками.
Когда Видура прибыл в Кампилью, Друпада встретил его с большими почестями. Пандавы были несказанно рады видеть своего дядю. Они приветствовали его со слезами на глазах, прикоснувшись по очереди к его стопам. Старый советник тепло обнял каждого из братьев. Затем вперед вышел Кришна и поклонился Видуре, и тот обнял Его, испытав прилив экстатической любви. Видура несколько мгновений не отрываясь смотрел на Кришну, а Ядав ласково улыбался в ответ. Затем Видура вручил Драупади сверкающие золотые украшения, усыпанные алмазами и рубинами, а Друпаде – груду сияющих драгоценных камней.
Когда все они расселись в зале собраний царского дворца, Видура заговорил:
– О царь, я обращаюсь к тебе, твоим сыновьям и советникам с просьбой выслушать послание, которое я привез тебе от Дхритараштры. Он, его сыновья и советники постоянно вспоминают о тебе и спрашивают, все ли у тебя благополучно. Они передают тебе свои наилучшие пожелания. Твой любезный друг Дрона в мыслях своих обнимает тебя и шлет самый горячий привет. Все старейшины Куру были необычайно рады, узнав, что ты стал нашим союзником. Они чувствуют себя так, как будто обрели новое царство. Прими это во внимание, о царь, и, пожалуйста, позволь Пандавам отбыть в Хастинапур. Куру в большом нетерпении ожидают встречи с ними.
Видура сообщил, что народ в Хастинапуре ждет не дождется, когда же братья вернутся в город со своей молодой женой. Он выразил надежду, что Пандавы тоже не забыли свою родину и хотят увидеть ее после долгого отсутствия. Позволит ли им Друпада торжественно вступить в их собственный город?
Друпада улыбнулся:
– О мудрый Видура, конечно же, эти юноши поступят правильно, если вернутся в свое родовое царство. Мне, однако, не подобает просить их уехать. Пусть они сами решают. Давайте также посоветуемся с Кришной – Он всегда был небезразличен к судьбе Пандавов и желал им только блага.
Юдхиштхира выступил вперед и сказал, что он и его братья теперь подчиняются Друпаде. Они поступят так, как велит им царь.
– По Моему мнению, – сказал Кришна, – Пандавам следует поехать в Хастинапур, но прежде мы должны выслушать мнение Друпады, ибо царь хорошо разбирается во всех сторонах добродетели.
– Я испытываю те же нежные чувства к царевичам, что и Васудева. Разве есть у них другой такой доброжелатель, как Кришна? Он, конечно, посоветует только то, что им во благо. Пускай же они отправляются в Хастинапур, – согласился Друпада.
Вскоре все было готово к отъезду. Пандавы сердечно попрощались с Друпадой и его сыновьями. Старый царь и его жена не могли сдержать слез, видя, как их дочь садится на колесницу вместе с Кунти. Они стояли вместе с другими старейшинами у входа во дворец, провожая взглядом Пандавов, медленно двигавшихся по царской дороге к городским воротам. Кришна, усадив Пандавов на Свою великолепную золотую колесницу, ехал вместе с ними. В радости и веселье проделали они весь путь до Хастинапура и наконец вступили в город, словно небожители, входящие в Амаравати, величественную столицу Индры.
Улицы города были запружены народом. Все жаждали вновь увидеть так долго отсутствовавших Пандавов. Столпившись вокруг братьев, горожане сопровождали их кортеж, неторопливо ехавший по главной улице к дворцу Дхритараштры. До слуха Пандавов доносились восклицания из толпы:
– Наконец-то вернулся Юдхиштхира, лучший из людей!
– Этой возвышенной душе известны все законы добродетели.
– Он относится к нам так, как будто мы его близкие родственники.
– Кажется, что сам Панду, всенародный любимец, вернулся сегодня из леса.
– Если мы хоть раз проявили милосердие, если мы хоть раз принесли жертву богам, если есть у нас хоть какие-то подвижнические заслуги – пусть это зачтется, чтобы Пандавы остались и жили здесь еще сто лет.
Братья улыбались, поднимая руки в знак благословения. Слезы струились у них из глаз при виде родного города и его жителей. Вскоре они увидели Дхритараштру и Бхишму, вышедших на дорогу приветствовать дорогих гостей. Царь и его советник обняли Пандавов, а те в ответ засвидетельствовали свое почтение, коснувшись стоп старших родственников и склонившись перед ними со сложенными ладонями. Юдхиштхира затем осведомился о благополучии царства и его народа и услышал, что повсюду царят мир и процветание. Наконец процессия медленно вступила во дворец Дхритараштры. Кришна, приняв знаки почтения от старейшин Куру, последовал за Пандавами.
Жена Дурьйодханы, Душала, приветствовала Драупади и Кунти, после чего отвела их в покои Гандхари. Обнимая Драупади, Гандхари вспомнила о пророческом голосе, прозвучавшем, когда Драупади появилась из жертвенного огня. Голос провозгласил, что в ее лице явилась смерть кшатриям всей земли. Царица, так долго скрывавшая глаза за черной повязкой, благодаря своей аскезе обрела могучее внутреннее видение. Она понимала, что Драупади суждено стать причиной гибели ее сыновей. Тем не менее Гандхари не испытывала никакой ненависти к Драупади. Она полностью подчинилась воле судьбы. Дурьйодхана злонравен и себялюбив. Его братья слепо следуют за ним. Несомненно, им придется пожать плоды своих злодеяний. Всевластное Провидение стоит за поступками каждого человека. Люди – всего лишь его орудия, движимые страстью и ненавистью. Царица благословила Драупади, а затем тепло приветствовала свою давнюю подругу Кунти.
Тем временем в зале собраний Дхритараштра дрожащим голосом говорил представшим перед ним Пандавам:
– Как описать ту радость, которую я испытываю, сидя здесь сегодня вместе с сыновьями Панду?! Боги, бесспорно, пролили на Куру свою милость, сделав так, что эти пять братьев-героев остались живы. Чтобы избежать споров, которые в будущем могут возникнуть между нами, я хочу отдать Пандавам половину царства. О Юдхиштхира, дитя мое, отправляйся в Кхандавапрастху – эта половина царства будет твоей. Живите там мирно и счастливо.
Бхишма и Видура переглянулись, но ничего не сказали. Кришна, сидевший на великолепном, усыпанном драгоценными каменьями золотом кресле и, словно солнце, освещавший все собрание, улыбнулся, услышав предложение царя. Он знал, что представляет собой земля, которую царь с такой щедростью отдавал Пандавам. Кхандавапрастха была обширным краем, по площади, без сомнения, составлявшим половину царства, но там не было ничего, кроме одних только непроходимых лесов да бесплодных пустынь. Не было там ни городов, ни каких-либо поселений. Хотя в свое время там находилась столица Куру, некий риши давным-давно проклял эту землю в ответ на обиду, нанесенную ему одним из царей Куру, и теперь там была пустыня.
Юдхиштхира почтительно смотрел на Дхритараштру. Несправедливость его решения не вызвала в Пандаве ни гнева, ни возмущения. Старшие были для него представителями Всевышнего, их приказы следовало выполнять без возражений. Царевич оглянулся на Кришну, продолжавшего улыбаться. Юдхиштхира не сомневался, что с помощью Кришны они смогут превратить Кхандаву в обитаемую землю. Со сложенными ладонями Пандав поблагодарил Дхритараштру за его дар:
– Да будет так, мой господин.
На следующий день царь провел коронацию Юдхиштхиры. Торжественно пройдя все обряды, которыми руководил вовремя появившийся Вьясадева, царевич Юдхиштхира стал царем Кхандавапрастхи. После коронации Пандавы стали готовиться к отъезду. Принеся жертвы богам и попрощавшись со старейшинами Куру, они отбыли в северную область Кхандавы вместе с Кришной, ехавшим впереди их процессии. Мудрец Вьясадева тоже сопровождал братьев. С его помощью Пандавы выбрали подходящий участок земли для будущего города, после чего он провел подобающие ведические обряды, приглашая богов. Затем Кришна сел рядом с риши и призвал к себе Индру. Сияющий, как пламя, бог появился перед ними и, склонившись перед Кришной, вопросил:
– Чем могу я служить тебе в этот раз, мой господин?
Кришна попросил Индру позаботиться о возведении города, в котором будут жить Пандавы. Он велел ему оросить землю небесным нектаром, чтобы она вновь стала богатой и плодородной. Ответствовав: «Да будет так», Индра вызвал Вишвакарму, зодчего богов. Выслушав указания Индры, Вишвакарма приступил к строительству города.
Вокруг будущей столицы взметнулись до небес гранитные стены. В кольце этих стен Вишвакарма возвел белые дворцы и замки с окнами, формой походившими на распростертые крылья божественного орла Гаруды. Для защиты города были сооружены мощные ворота, темным цветом напоминавшие тучи. Никакое оружие не смогло бы сокрушить их. Смертоносные дротики и другие снаряды были расставлены тут и там на гребне крепостного вала. В орудийных башнях разместились отряды крепких мужчин, опытных воинов, снабженных разными видами оружия. Затем вокруг города поднялись чудесные рощи с цветущими деревьями, наполнявшими воздух приятным ароматом. Повсюду раскинулись покрытые лотосами озера с плавающими по ним лебедями. Искусно спланированные широкие городские улицы, окруженные красивыми парками и садами, разбили город на жилые кварталы. На больших площадях, предназначенных для общих собраний, выросли дома для отдыха и развлечений, и еще там было воздвигнуто бессчетное множество храмов, посвященных Вишну и небесным богам. Дворец, возведенный для самих Пандавов, подобен был райской горе Меру. Неописуемо роскошный, он стоял в центре города, окруженный войсками.
Молва о новой столице, получившей имя Индрапрастха, быстро разнеслась по свету и стала привлекать туда брахманов. Они начали открывать в ней школы и преподавать в них всевозможные ведические науки. Вайшьи тоже двинулись в город в надежде заработать денег на продаже товаров. Постепенно стали появляться ремесленники и мастеровые, и вскоре город был уже заселен благочестивыми жителями. Под справедливым и милосердным правлением Юдхиштхиры и его братьев Индрапрастха была подобна небесной Амаравати, и жители ее не знали недостатка ни в чем. Со временем они стали относиться к Пандавам как к своим любящим отцам.
Кришна пробыл в городе несколько дней, наслаждаясь Своей дружбой с братьями Пандавами. Арджуна и Кришна были особенно близки и проводили вместе немало времени. Драупади также пользовалась любой возможностью, чтобы послужить Кришне, и очень скоро завоевала Его ответную любовь.
Через несколько дней после отъезда Кришны в Индрапрастхе появился небесный провидец Нарада. Увидев знаменитого риши, одетого в шкуры черного оленя, с пучком золотистых волос на голове, Юдхиштхира спустился с царского трона и почтительно поклонился. Затем он усадил Нараду на изящное золотое сиденье, усыпанное бриллиантами, и лично предложил ему священную аргхью. Он омыл стопы мудреца и тепло приветствовал его. По просьбе Юдхиштхиры Драупади подошла к риши и встала перед ним со сложенными ладонями. Одарив прекрасную царицу благословениями, Нарада отпустил ее.
Когда Драупади вернулась в свои покои, Нарада сказал:
– Эта прославленная царевна – законная жена каждого из вас. Вам нужно установить правило, которое поможет избежать разногласий из-за нее. Послушайте, я расскажу вам древнюю историю о двух знаменитых асурах по имени Сунда и Упасунда.
Эти два асура принадлежали к славному роду Данавов, небесных демонов. Оба они были сыновьями Никумбхи, смертельного врага богов. Братья эти были словно одно существо, разделившееся надвое. Они жили вместе, ели вместе и ходили повсюду вместе. Они были едины в своих желаниях, деля друг с другом и радости, и невзгоды. Предаваясь в течение долгого времени суровому подвижничеству, Сунда и Упасунда обрели исключительное могущество. Получив от Брахмы благословение, что никто не сможет их убить, а смерть они смогут принять лишь друг от друга, братья решили, что теперь уж ничто не помешает им беспрепятственно наводить ужас на вселенную. Боги были бессильны что-либо сделать. В конце концов Брахма придумал способ погубить их. Он создал апсару непревзойденной красоты, получившую имя Тилоттама. Как-то раз, когда братья были пьяны, перед ними появилась апсара, посланная Брахмой. Увидев ее безупречную фигуру, изящно двигавшуюся перед ними, оба брата немедленно возжелали ее. Они стали спорить: «Эта женщина станет моей женой и твоей сестрой!» – «Нет, брат, я увидел ее первым. Она моя!» Разгорелась ссора, и братья набросились друг на друга с грозным оружием в руках. Они одновременно сокрушили друг друга огромными булавами и замертво упали на землю.
Нарада закончил свой рассказ словами:
– Эти двое асуров, хотя и были всегда дружны и вдохновляемы одними желаниями, убили друг друга из-за женщины. Вы должны заключить между собой договор, который позволит вам избежать подобных разногласий.
Пандавы в присутствии риши посовещались друг с другом и пришли к решению, что каждый из них будет проводить с Драупади определенное количество времени. Если кто-то из них, будучи с ней наедине, увидит другого, это повлечет за собой серьезное наказание: нарушитель должен будет уйти в лес на один год, лишившись возможности видеться с Драупади в течение этого времени.
Одобрив установленное Пандавами правило, Нарада распрощался с ними и ушел, растворившись в воздухе прямо у них на глазах. А братья счастливо зажили в Индрапрастхе, строго соблюдая свой договор.
-
Веды
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Читать далее -
Книги
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Читать далее -
Лекции \ Семинары
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
Читать далее -
Храм Ведического Планетария
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читать далее