Махабхарата. Глава семнадцатая "Жертвоприношение Раджасуя". Часть 1
Арджуна с успехом продвигался вперед, завоевывая все новые и новые страны. Первым делом он одержал победу над царем кулиндов, а затем над правителями анаштов и калькуттов. Он разгромил множество царей на островном континенте Сакале, а затем сошелся в битве с царем Бхагадаттой, могучим воином. Сражение с Бхагадаттой длилось восемь дней, но в конце концов царь убедился в превосходстве Пандава и согласился подчиниться правлению Юдхиштхиры.
Арджуна продолжал свой путь на север. Достигнув подножия гор, он покорил обитавшие там многочисленные варварские племена. Проходя через Кашмир, он подчинил себе кшатриев этой страны, а затем перешел через Гималаи. К северу от горной гряды лежала земля, населенная кимпурушами, полунебесными существами, рожденными от женщин-якшей. Приведенные в ярость приближением армии людей, они вступили в отчаянное сражение, но в итоге Арджуна покорил их. Затем Пандав завоевал землю гухаков, еще одного племени небесных воителей, а вслед за ней область, населенную гандхарвами.
Наконец Арджуна достиг Хариварши, страны, в которой жили северные куру. На границе его остановил отряд могучих стражников-великанов. Эти стражи обратились к нему со словами:
– О Арджуна, земля эта недоступна для людей. Если ты попытаешься проникнуть в нее, то погибнешь вместе со своей армией. Но если бы ты и смог проникнуть, то все равно ничего бы там не увидел, потому что человеческие глаза не способны узреть эту страну и ее обитателей. Ступай назад. Здесь ты ничего не завоюешь. Ты и так покорил немало стран и народов – разве этого недостаточно? Впрочем, ты нам сразу приглянулся, и мы с удовольствием тебе что-нибудь подарим. Проси у нас, что хочешь.
Арджуна почтительно склонился перед божественными созданиями и сказал:
– Я желаю получить титул повелителя мира для Юдхиштхиры. Если вы согласны, что он достоин стать владыкой всех просторов земных, то передайте ему что-нибудь в качестве дани.
Северные куру тут же принесли Арджуне множество небесных тканей и украшений, напутствовав его словами:
– Мы знаем, что ты и твои братья – великие слуги Верховного Господа. Прими же наши благословения и ступай. Да пребудет с тобой победа всегда и везде.
Захватив с собой завоеванные богатства, Арджуна вернулся в Индрапрастху и сообщил Юдхиштхире о своих успехах.
Бхима тем временем во главе могучей рати двигался на восток. Первыми на своем пути повстречал он панчалов, которые с готовностью признали власть Юдхиштхиры. Затем он сразился с гандаками, видехами и дашарнами и всех их победил. Один за другим Бхима покорил множество царей востока. Достигнув Чеди, он встретил радушный прием царя этой страны Шишупалы, который поинтересовался у него:
– Что привело тебя сюда, дорогой Пандав?
Когда Бхима рассказал Шишупале о Раджасуе, тот улыбнулся и пообещал приехать и привезти дань Юдхиштхире. Несмотря на давнюю вражду с Кришной, Пандавов он уважал, считая их сильными и благочестивыми правителями. Шишупала предложил Бхиме погостить у него, и Бхима провел в столице Чеди несколько дней, а затем отправился дальше.
По пути Бхима завоевал царства Кумару, Кошалу и Айодхью. Дойдя до болотистых равнин у подножия Гималаев, он покорил всех царей той земли. Продолжая идти вперед, Бхима повстречал могущественные племена матсьев и малавов. Эти благородные кшатрии, не знавшие поражений в бою и гордые своей силой и славой, сочли невозможным для себя подчиниться Юдхиштхире, хотя никакой вражды к Пандавам и не испытывали. Однако в конце концов Бхима одержал над ними победу, разгромив их на поле битвы.
Применяя порой дипломатию, а порой силу, Бхима подчинил себе десятки царей, а неподчинившихся он лишал жизни. Многие из царей присоединились к войску Пандава, двигавшемуся в Индрапрастху с данью для Юдхиштхиры. Бхима собрал огромное количество золота, серебра, драгоценных камней, дорогих тканей, сандалового дерева, одеял, ковров, кораллов и слоновой кости. Длинный караван слонов и ослов вез эти сокровища. Бхима покорил даже могучего Карну, правителя Анги, а вместе с ним и всех остальных верных ему и Дурьйодхане царей этой области. Победив множество варварских племен, Бхима наконец вернулся в Индрапрастху и вручил Юдхиштхире все, что ему удалось добыть.
Сахадева, совершив поход на юг, одержал победу над царями Сурасеной, Адхираджей, Дантавакрой и многими другими. Вступив в царство Кунтибходжу, он встретил сердечный прием своего деда. Оттуда он направил войска в царства Джамбаку, Шеку, а затем Аванти, и покорил их все. Перейдя через реку Нармаду, он оказался в стране Бходжакоте, где ему пришлось выдержать упорную битву с царем Бхишмакой. Хоть и был Бхишмака благосклонно настроен к Пандавам и радовался тому, что дочь его Рукмини стала главной царицей Кришны, ему хотелось все же испытать силу Пандавов. После двухдневного сражения он признал свое поражение от Сахадевы.
Так же, как и другие братья, Сахадева покорял многочисленные царства, применяя сначала дипломатию, а если она не помогала, то силу. Когда он дошел до Махисмати, дорогу ему преградил царь Нила, бывший другом Агни, бога огня. Вступив в сражение с царем, Сахадева увидел, что Нила и вся его рать охвачены языками пламени, которые вырывались прямо из земли и окружали их со всех сторон. Тысячи воинов и колесниц Сахадевы тут же превратились в пепел.
Видя стремительно приближающееся пламя, Сахадева понял, что и его жизнь находится под угрозой. Пандав проворно спрыгнул с колесницы, опустился на колени и обратился к богу огня с молитвой:
– О светлейший, ты язык богов, уста, принимающие жертвы. Ты все освящаешь, от тебя произошли Веды, ты есть само жертвоприношение. О величайший из богов, прошу, надели меня своей силой. О ты, кто забирает жертвенные подношения, не чини препятствий жертвоприношению Юдхиштхиры.
И, когда Сахадева так помолился, языки пламени стали уменьшаться и в конце концов потухли. Затем появился перед ним сам Агни и сказал:
– Встань, о потомок Куру. Я всего лишь испытывал тебя. Мне ведомы как твои намерения, так и намерения твоего брата, Дхармараджи. Поэтому, хоть я и обещал всегда защищать этот город, тебе я не буду препятствовать, а наоборот, помогу достичь цели.
Агни отправился к царю Ниле и велел ему устроить Сахадеве почетный прием, а также приготовить дань для Юдхиштхиры. Царь ввел Пандава к себе во дворец и рассказал о том, как его прекрасная дочь пленила сердце Агни и как они поженились. Потому-то бог огня и защищал этот город. Но поскольку теперь Агни попросил царя признать над собой власть Юдхиштхиры, тот с радостью согласился.
Сахадева продолжил свой путь: следующими, кого он покорил, были племена людоедов, одно из которых – племя каламукхов – славилось недюжинной силой. Эти существа родились от союзов людей с ракшасами. В Кишкиндхе он долго сражался с ванарами, возглавляемыми Маиндой и Двивидой, пока те не согласились подчиниться благочестивому правлению Юдхиштхиры. Племена нишадхов, яванов, пандьев, дравидов, андхов, талаванов и многие другие также были побеждены Сахадевой и покорились ему. В конце концов он вернулся в Индрапрастху с огромным количеством добытых сокровищ.
На западе Накула прошел победным маршем по странам, покрытым холмами, и пересек раскинувшиеся за ними пустыни. Маттамаюраки, шиви, тригарты, амвашты и карнаты – все эти племена были им покорены. Придя в Мадру, Накула встретил радушный прием своего дяди Шальи, который вручил ему много богатых даров для жертвоприношения. Затем Пандав завоевал земли на западном побережье, населенные племенами млеччхов и яванов. Окончательно утвердив превосходство Юдхиштхиры в этой части света, он вернулся в Индрапрастху.
Юдхиштхира каждый раз радовался, встречая своих братьев, возвращавшихся из похода. Теперь уже никто не мешал установлению его власти над миром, а сокровищница его настолько обогатилась, что не иссякла бы и через сто лет.
Близилось время Раджасуи. Кришна, как и обещал, приехал в Индрапрастху со Своими женами и родственниками. Вместе с Ним прибыла и славная армия Яду и Вришни. Вступая в город, они огласили его грохотом колесниц и гудением раковин. Океан сокровищ, принадлежащих Пандавам, казался бездонным, но, когда Кришна передал им Свои дары, океан вышел из берегов.
Позаботившись о достойном приеме Кришны и Его родственников, Юдхиштхира уединился с Ним во дворце собраний. Сидя перед своим другом, Пандав сказал Ему:
– О Кришна, то, что совершили мои братья, подчинившие земные просторы моему господству, сделано было ради Тебя одного. Да этого и не случилось бы никогда без Твоей милости. Сейчас же я хочу посвятить свое богатство брахманам и Агни, носителю священных жертв. Пожалуйста, дай мне Свое позволение, чтобы я мог начать жертвоприношение Раджасуя.
Кришна стал превозносить многочисленные добродетели Юдхиштхиры:
– Ты, без всякого сомнения, заслуживаешь того, чтобы люди называли тебя владыкой мира. Проведи это жертвоприношение. Если оно окажется успешным, то Я буду считать этот успех Своим. Я думаю лишь о твоем благе и готов помочь тебе, чем только смогу. Дай Мне какое-нибудь поручение, и Я сделаю все, о чем попросишь.
Юдхиштхира поблагодарил Кришну и занялся приготовлениями к Раджасуе. Он попросил Вьясадеву руководить ягьей. Таким образом, главным жрецом стал сам Вьясадева. В помощники себе он взял риши Ягьявалкью, Сошаму, Пайлу и Дхаумью. Общими усилиями они возвели шесть жертвенных алтарей на обширной территории, отгороженной в священном месте неподалеку от города.
Ожидая приезда тысяч царей, Юдхиштхира распорядился о строительстве дворцов, где они могли бы остановиться, а также о постройках, предназначенных для приема гостей из других сословий. Толпы брахманов потекли нескончаемым потоком в Индрапрастху, и каждому были предложены ценные подарки и удобное жилье.
Когда прибыли гости из Хастинапура во главе с Дхритараштрой и Бхишмой, Юдхиштхира сам сердечно приветствовал их. Склонившись к стопам старших, он молвил:
– Мои сокровища и владения принадлежат вам. Любое ваше желание для меня закон.
Бхишма, Дрона и Крипа подняли Юдхиштхиру с колен и заключили его в объятия. Они не могли сдержать слез радости, видя, какого богатства и успеха тот добился. Радостное волнение не покидало их с того самого дня, когда они услышали о том, что Юдхиштхира собирается провести жертвоприношение. Даже Дхритараштра был счастлив узнать об этом и передал Юдхиштхире слова одобрения. Благодаря Пандавам слава их династии засияла еще ярче, и за Куру прочно закрепился титул повелителей мира, утраченный было ими после кончины Панду.
Обнимая Юдхиштхиру за плечи, Бхишма сказал ему:
– Какая удача, что мы видим тебя сегодня в столь славной роли, готового совершить великое жертвоприношение Раджасуя. Безусловно, это происходит по милости Верховного Господа. Ты вполне достоин звания повелителя мира. Позволь же нам послужить тебе и поручи нам какое-нибудь дело в этом жертвоприношении.
Посоветовавшись с Вьясадевой, Юдхиштхира поручил Бхишме и Дроне общий надзор за проведением церемонии. Духшасана был назначен ответственным за раздачу пищи, Ашваттхаму попросили заботиться о брахманах, Дурьйодхане был вверен сбор даров, которые гости приносили Юдхиштхире, Видура же стал главным казначеем. Кришна, желая обрести благословения брахманов, занялся тем, что стал собственноручно омывать стопы каждого новоприбывшего брахмана.
Вскоре арена жертвоприношения заполнилась лучезарными риши, которые огласили ее пением гимнов из Самаведы.
Среди мудрецов, помогавших в проведении жертвоприношения, были Бхарадваджа, Гаутама, Асита, Васиштха, Вишвамитра, Парашурама, Кашьяпа и многие другие, явившиеся из высших пределов вселенной. Когда из сосудов чистого золота в огонь полилось ги, небожители на сияющих колесницах спустились на землю, чтобы лично присутствовать во время церемонии. На глазах у собравшихся места на арене заняли боги, возглавляемые Брахмой, Шивой и Индрой. Окружающие жертвенную арену золотые помосты, заполненные небожителями и риши, стали похожи на прекрасный небесный свод, усыпанный мириадами звезд.
Риши Нарада тоже явился на жертвоприношение. Обводя восхищенным взором собравшихся там удивительных личностей, он заметил в многотысячной толпе царей Кришну, который сиял подобно ослепительному солнцу. Нарада подивился, глядя на то, как Изначальный Верховный Господь ходит по земле в человеческом облике. Риши понимал, что Кришна преследует какую-то божественную цель, никому другому не ведомую.
-
Веды
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Читать далее -
Книги
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Читать далее -
Лекции \ Семинары
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
Читать далее -
Храм Ведического Планетария
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читать далее