Любовь к Богу — высшая цель. Глава седьмая
-
Веды в аудио формате (рус)
- Бхагавад Гита
-
Шримад Бхагаватам
- Шримад Бхагаватам. Песнь первая. Творение
- Шримад Бхагаватам. Песнь вторая. Космическое проявление
- Шримад Бхагаватам. Песнь третья. Статус Кво
- Шримад Бхагаватам. Песнь четвёртая. Четвёртый этап творения
- Шримад Бхагаватам. Песнь пятая. Творческий импульс творения
- Шримад Бхагаватам. Песнь шестая. Предписанные обязанности человечества
- Шримад Бхагаватам. Песнь седьмая. Наука о Боге
- Шримад Бхагаватам. Песнь восьмая. Сворачивание космического проявления
- Шримад Бхагаватам. Песнь девятая. Освобождение
- Шримад Бхагаватам. Песнь десятая. Summum Bonum
- Шримад Бхагаватам. Песнь одиннадцатая. Всеобщая история
- Шримад Бхагаватам. Песнь двенадцатая. Век деградации
-
Шримад Бхагаватам с комментариями Шрилы Прабхупады
- Шримад Бхагаватам. Песнь первая. Творение
- Шримад Бхагаватам. Песнь вторая. Космическое проявление
- Шримад Бхагаватам. Песнь третья. Статус Кво
- Шримад Бхагаватам. Песнь четвёртая. Четвёртый этап творения
- Шримад Бхагаватам. Песнь пятая. Творческий импульс творения
- Шримад Бхагаватам. Песнь шестая. Предписанные обязанности человечества
- Шримад Бхагаватам. Песнь седьмая. Наука о Боге
- Шримад Бхагаватам. Песнь восьмая. Сворачивание космического проявления
- Шримад Бхагаватам. Песнь девятая. Освобождение
- Шримад Бхагаватам. Песнь десятая. Summum Bonum
- Шримад Бхагаватам. Песнь одиннадцатая. Всеобщая история
- Шримад Бхагаватам. Песнь двенадцатая. Век деградации
- Чайтанья Чаритамрита
- Шри Ишопанишад
- Шри Упадешамрита
- Прабхупада-лиламрита
- Уроки любви. Истории из жизни А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады
- Его жизнь и наследие
- Шри Брахма Самхита
- Шаранагати. Шрила Бхактивинод Тхакур
- Святые ИСККОН
- Луч Вишну. Биография Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
- Вайшнава Ке? C комментариями ЕС Джаяпатаки Свами. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур
- Шри Шикшаштака
- Махабхарата. Часть 1. История героев
- Махабхарата. Часть 2. Бхагавад-Гита.
- Махабхарата. Часть 3. Великая битва и возвращение героев на небо.
- Шесть Госвами Вриндавана
- Аудио истории для Детей
- Аудиокнига Гауранга (для детей)
- Радио спектакль «Сказание о Кришне»
- Рамаяна — Спектакль в 2-х действиях
- Сказание о Господе Джаганнатхе и царе Индрадьюмне
-
Веды в аудио формате (иностр)
- Bhagavad-Gita (English)
- Sri Isopanisad (English)
- Sri Upadesamrita (English)
-
Srimad Bhagavatam (English)
- Srimad Bhagavatam. Canto 1: Creation
- Srimad Bhagavatam. Canto 2: The Cosmic Manifestation
- Srimad Bhagavatam. Canto 3: The Status Quo
- Srimad Bhagavatam. Canto 4: Creation of the Fourth Order
- Srimad Bhagavatam. Canto 5: The Creative Impetus
- Srimad Bhagavatam. Canto 6: Prescribed Duties for Mankind
- Srimad Bhagavatam. Canto 7: The Science of God
- Srimad Bhagavatam. Canto 8: Withdrawal of the Cosmic Creations
- Srimad Bhagavatam. Canto 9: Liberation
- Srimad Bhagavatam. Canto 10: The Summum Bonum
- Srimad Bhagavatam. Canto 11: General History
- Srimad Bhagavatam. Canto 12: The Age of Deterioration
- Śrī Caitanya-caritāmṛta (English)
- Caitanya Caritamrita (deutsche)
- Веды в видео формате
-
Веды в текстовом формате
- Бхагавад-гита
- Шри Ишопанишад
- Шримад-Бхагаватам
- Рамаяна
- Чайтанья-Чаритамрита
-
Махабхарата
- Адипарва (Первая книга)
- Сабхапарва (Книга о собрании)
- Араньякапарва (Лесная книга)
- Виратапарва (Книга о Вирате)
- Удьйогапарва (Книга о старании)
- Бхишмапарва (Книга о Бхишме)
- Дронапарва (Книга о Дроне)
- Карнапарва (Книга о Карне)
- Шальяпарва (Книга о Шалье)
- Сауптикапарва (Книга о нападении на спящих воинов)
- Стрипарва (Книга о жёнах)
- Шантипарва (Книга об умиротворении)
- Анушасанапарва (Книга о предписании)
- Ашвамедхикапарва (Книга о жертвоприношении коня)
- Ашрамавасикапарва (Книге о жизни в обители)
- Маусалапарва (Книга о побоище палицами)
- Махапрастханикапарва (Книга о великом исходе)
- Сваргароханикапарва (Книга о восхождении на небеса)
- Кришна. Верховная Личность Бога
- Нектар наставлений
- Вишну-Пурана
- Брахма Самхита
- Совершенные вопросы, совершенные ответы
- Cовершенство йоги
- Послание Бога
- Жизнь происходит из Жизни
- Путь к совершенству
- Бесценный дар
- Наука самоосознания
- В поисках просветления
- Ещё один шанс
- Нектар Преданности
- Молитвы царицы Кунти
- Предисловие
- Благословения Кришны пребывают в Его Имени. Глава первая
- От материи к духу. Глава вторая
- Духовный учитель. Глава третья
- Йога и медитация в век раздоров. Глава четвёртая
- Духовное решение материальных проблем. Глава пятая
- Западная философия и наука. Глава шестая
- Любовь к Богу — высшая цель. Глава седьмая
- Приложения
Любовь к Богу — высшая цель
Глава седьмая
Йога привязанности к Кришне
Шрила Прабхупада так описывает совершенство йоги: «По какой причине река впадает в море? Это происходит само собой, без какого-либо воздействия извне. Когда наша любовь будет течь к Кришне так же естественно и свободно, без каких бы то ни было личных мотивов, можно будет говорить о том, что мы достигли совершенства йоги» (июнь 1972 года, Сан-Диего, Калифорния).
ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
майй а̄сакта-мана̄х̣ па̄ртха
йогам̇ йун̃джан мад-а̄ш́райах̣
асам̇ш́айам̇ самаграм̇ ма̄м̇
йатха̄ джн̃а̄сйаси тач чхр̣н̣у
ПЕРЕВОД: «Верховный Господь сказал: А сейчас, о сын Притхи, услышь от Меня о том, как, вручив себя Мне, сосредоточив на Мне свой ум и отбросив все сомнения, ты сможешь в полной мере постичь Меня, идя путем йоги» (Б.-г., 7.1).
Система йоги, о которой здесь говорит Кришна, очень проста и в то же время возвышенна. Вы просто должны полностью занять свой ум мыслями о Кришне, о Его облике, и не думать ни о чем другом. Как же мы должны думать о Кришне? С привязанностью — а̄сакти. Если вы кого-то любите, вы хотите постоянно лицезреть этого человека. Ваша привязанность так сильна, что, не видя его, вы не находите себе места. У разных людей разные привязанности, но каждый к чему-то привязан.
Шрила Рупа Госвами дал очень простое объяснение того, какой должна быть наша привязанность к Богу. Он говорит: «Мой дорогой Господь, подобно тому как у юноши сразу же появляется влечение к юной девушке, лишь только он увидит ее, и как девушка сразу пленяется юношей, только взглянув на него, пусть и во мне пробудится такая же привязанность к Тебе». Подобная привязанность естественна, и не нужно ходить в университет, чтобы научиться ей.
Просто завидев девушку, юноша думает: «О, какая милая, красивая девушка». А девушка думает: «О, какой прекрасный юноша». Точно так же мы должны думать: «О, это Кришна, это преданные Кришны, это беседы о Кришне, это храм Кришны».
Другой пример: наша привязанность должна устремляться к Кришне, подобно течению реки, свободно несущей свои воды к морю. Наша любовь должна естественно и свободно течь к Богу, Кришне, подобно тому как река устремляется к морю. В этом и состоит совершенство йоги.
Йога означает «связь». Вначале мы пытаемся восстановить нашу связь с Кришной искусственно, но, когда эта связь станет спонтанной и не будет знать никаких преград, подобно водам реки, непрестанно текущим к морю, мы достигнем совершенства в йоге. Никто не в силах воспрепятствовать течению реки. По какой причине река впадает в море? Это происходит само собой, без какого-либо воздействия извне. Когда наша любовь будет течь к Кришне так же естественно и свободно, без каких бы то ни было личных мотивов, можно будет говорить о том, что мы достигли совершенства йоги.
Спонтанная любовь к Богу не зависит ни от каких внешних причин. Единственная ее причина — сама любовь, поэтому ее называют ахаитуки. Ахаитуки значит «не имеющая никакой причины, или мотива». Обычно люди идут в храм или в церковь с корыстными мотивами. Например, христиане идут в церковь и молятся: «Господи, хлеб наш насущный дай нам на сей день». Их мотив — желание получить хлеб. Но когда вы идете в церковь с одним единственным желанием — прославить Господа, — это и есть настоящая любовь. Конечно, если человек думает: «Господь даст мне хлеба, поэтому есть смысл сходить в церковь», это тоже неплохо. Однако такую веру, основанную на корысти, можно утратить. Если мы обращаемся к Господу ради какой-то материальной выгоды, наша вера в Него может разрушиться в любой момент. Это не настоящая любовь к Богу, ибо настоящая любовь не преследует никаких личных целей.
Другое свойство чистой любви — апратихата, «не знающая препятствий». Никакие материальные обстоятельства не могут стать помехой для настоящей любви к Богу. Не следует думать: «Я беден и потому вынужден тяжело трудиться; сейчас мне не до любви к Богу». Часто от людей можно услышать: «Я пока подожду. Вот когда на моем банковском счете будет миллион долларов, тогда я приму сознание Кришны. А пока позвольте мне зарабатывать деньги». Это не бхакти; это не привязанность к Кришне.
В этом стихе Кришна говорит, что мы должны заниматься йогой под Его покровительством — мад-а̄ш́райах̣. Это означает, что сначала мы должны найти прибежище У Кришны или Его представителя, а затем начать практиковать такую йогу, которая поможет нам достичь спонтанной любви к Кришне. Для того чтобы пробудить в себе эту привязанность, мы должны следовать ряду регулирующих принципов. Например, мы говорим нашим ученикам: «Откажитесь от недозволенного секса». Ведическая система учит, что, если человек хочет заниматься сексом, он должен жениться и жить в соответствии с религиозными принципами: муж и жена смогут удовлетворить свои сексуальные желания, производя на свет хороших детей. Половая жизнь не запрещается — она разрешена, — однако это не относится к недозволенному сексу. Когда вы занимаетесь недозволенным сексом, в вас растет привязанность к сексу, а не к Кришне. Поэтому он запрещается.
То же самое касается и мясоедения. Желание питаться мясом, рыбой, яйцами и любой другой невегетарианской пищей — всего лишь привязанность языка. Никто еще не умер без мяса, это факт. В детстве все мы питались молоком — либо материнским, либо коровьим. Следовательно, корова тоже является нашей матерью. Подобно тому как мы пьем молоко из груди матери, мы пьем и молоко матери-коровы. И поскольку убийство собственной матери — страшный грех, мясоедение запрещается. Однако люди стали настолько греховными, что не понимают даже такой простой вещи. Им следовало бы задуматься: «Когда я был маленьким, эта корова отдавала мне свою кровь в виде молока, чтобы я смог выжить. Теперь, когда я вырос, я стал настолько неблагодарным, что готов убить эту корову и съесть ее плоть». Вот он, прогресс современного образования: людей научили убивать своих матерей.
Во всех религиях убийство либо полностью запрещено, либо максимально ограничено. В христианстве существует заповедь «Не убий», но практически все христиане нарушают эту заповедь. Зачем тогда объявлять себя христианами? Если вы не выполняете указания Господа Иисуса Христа, как можете вы называть себя христианами? В этом заключается наш вопрос. Но даже для того, кто не является христианином, убийство — самый большой грех, и его нужно избегать всеми силами.
Ваша главная задача — развить спонтанную привязанность к Богу. Для человека это задача первостепенной важности, поскольку выполнить ее можно только в человеческом теле. Если вам удалось усилить свою привязанность к Кришне, вашу жизнь можно считать успешной. Успех означает, что вам больше не придется рождаться в материальных телах. Вы получите духовное тело и отправитесь к Кришне, домой, к Богу. Поэтому, если вы развиваете привязанность к Кришне, наградой будет решение всех проблем в вашей жизни.
Чтобы увеличить привязанность к Кришне, вначале вы должны следовать определенным регулирующим принципам, некоторым ограничениям. Например, когда доктор прописывает вам лечение, он также говорит: «Не ешьте такую-то пищу, не делайте того-то и того-то». Точно так же в сознании Кришны существует целый ряд предписаний и ограничений. Мы принимаем то, что предписано, и отвергаем то, что запрещено, а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣ пра̄тикӯлйасйа варджанам. Все это благоприятствует развитию сознания Кришны. Мы принимаем лишь то, что благоприятствует пробуждению привязанности к Кришне, и отвергаем все остальное.
Итак, раз недозволенный секс неблагоприятен для сознания Кришны, вы должны отказаться от него. Нет смысла спорить с этим — споры вам не помогут. Также вы должны отвергнуть одурманивающие средства, мясоедение и азартные игры. Недозволенный секс, мясоедение, одурманивающие средства и азартные игры — вот четыре опоры греха, на которых держится здание греховной жизни. Если вы намерены всерьез заняться практикой сознания Кришны, вам следует в самом начале духовного пути отказаться от этих четырех опор греха.
Сегодня некоторые получат посвящение. Это значит, что они собираются очень серьезно практиковать сознание
Кришны. Тому, кто серьезно настроен в отношении сознания Кришны, первым делом следует разрушить эти четыре опоры греховной жизни, и тогда грех не сможет коснуться вас. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (7.28):
йеша̄м̇ тв анта-гатам̇ па̄пам̇
джана̄на̄м̇ пун̣йа-карман̣а̄м
те двандва-моха-нирмукта̄
бхаджанте ма̄м̇ др̣д̣ха-врата̄х̣
ПЕРЕВОД: «Кто совершал благочестивые поступки и полностью отрекся от греха, тот выходит из-под власти иллюзии и достигает твердой веры в сознании Кришны».
Что же такое благочестивая деятельность? Во-первых, это ягья, жертвоприношение. К примеру, сегодня мы будем проводить огненное жертвоприношение. Другой вид благочестивой деятельности — пожертвования на распространение сознания Кришны. Поскольку Движение сознания Кришны занимается проповедью, мы нуждаемся в средствах. Деньги — это энергия Кришны. У каждого есть деньги Кришны, и чем скорее человек использует какую-то их часть для Кришны, тем лучше будет для него. Допустим, я незаконно завладел вашими деньгами. Если я верну их вам, я сниму с себя вину за совершенное преступление. Или, допустим, я что-то вытащил из вашего кармана и чувствую угрызения совести: «Ох, а ведь красть нехорошо». Но стоит мне вернуть вам украденное, как все станет на свои места. Однако если я этого не сделаю, то превращусь в преступника и буду наказан. Аналогично, все те, кто держит у себя деньги Кришны, не возвращая их владельцу, являются преступниками. И они будут наказаны.
Каким образом? Мы видели это недавно во время войны между Индией и Пакистаном. Каждый индиец должен был давать деньги на военные нужды пропорционально своим доходам. Все богатые люди должны были отдать по пятьдесят лакхов рупий, около полумиллиона долларов. Было собрано много миллионов рупий, которые были потрачены на производство пороха — сваха1!
Поэтому, если вы не совершаете правильное сваха, вам придется совершать какое-то другое сваха. Война во Вьетнаме продолжается — сваха! Тысячи молодых людей посылают туда — сваха! Столько денег тратится на войну — сваха! Поэтому лучше научитесь совершать сваха для Кришны, иначе вам придется совершать сваха для майи, иллюзии.
Итак, человек должен совершать жертвоприношения и делать пожертвования для Кришны. Далее следует тапасья. Тапасья означает добровольное принятие различного рода ограничений. Сейчас мы привязаны ко всяким глупостям, и, пока мы не прекратим эту бессмысленную деятельность, мы не сможем понять сознание Кришны. Если вы хотите быть серьезными, вам следует отказаться от всего этого.
Действуя таким образом, нам нужно постараться увеличить свою привязанность к Кришне, и, если наша привязанность к Кришне усилится, мы достигнем совершенства йоги. Сознание Кришны — высшая система йоги. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (6.47):
йогина̄м апи сарвеша̄м̇
мад-гатена̄нтар-а̄тмана̄
ш́раддха̄ва̄н бхаджате йо ма̄м̇
са ме йуктатамо матах̣
ПЕРЕВОД «Из всех йогов лучшим является тот, кто всегда думает обо Мне».
Вы постоянно думаете о каком-то человеке, если привязаны к нему; в противном случае это невозможно. Если вы любите кого-то, вы всегда мысленно видите перед собой его облик. Всегда. Как говорится в ведическом писании:
према̄н̃джана-ччхурита-бхакти-вилочанена
сантах̣ садаива хр̣дайешу вилокайанти
Чтобы увидеть Бога внутри себя, нам нужно очистить свое зрение, и это можно сделать, если каждый день умащать глаза бальзамом любви к Богу Врач может прописать нам мазь для улучшения зрения; подобным образом, вы увидите Бога, если улучшите свое зрение при помощи према̄н̃джаны, бальзама любви к Богу
Итак, вы должны учиться любить Кришну. Для этого вам в первую очередь нужно вставать рано утром. Вам это не нравится, но вы говорите: «Я встаю рано, чтобы доставить удовольствие Кришне». Это начало. Затем: «Я должен повторить шестнадцать кругов мантры Харе Кришна на четках». Вам, может быть, лень, может быть, у вас нет настроения, но, если вы хотите полюбить Кришну, вы должны это делать. Должны. Вначале вам нужно учиться любить Кришну, но когда вы действительно разовьете в себе любовь к Богу, то не будет и речи о «должны». Вы будете спонтанно следовать регулирующим принципам, потому что будете испытывать любовь.
Обучение любви к Кришне чем-то напоминает развитие любви в обычных отношениях. Если я люблю девушку, я буду дарить ей цветы и подарки. Это один из шести видов любовного взаимообмена: вы должны дарить подарки тому, кого любите, а также принимать подарки от него — дада̄ти пратигр̣хн̣а̄ти. Далее: гухйам а̄кхйа̄ти пр̣ччхати: открывать свои мысли любимому. Гухйам означает «очень личное», а а̄кхйа̄ти — «раскрывать». Вы должны открывать свои самые потаенные мысли тому, кого любите, а он в ответ будет открывать вам свои. Далее: бхун̇кте бходжайате чаива — угощать любимого и принимать угощения от него. Таковы шесть способов усилить свою любовь. Если вы действуете подобным образом по отношению к Кришне, то разовьете любовь к Нему.
Мы так много берем у Кришны; Кришна дает нам все — Он удовлетворяет все наши потребности, эко бахӯна̄м̇ йо видадха̄ти ка̄ма̄н. Невозможно изготовить на заводе фрукты, цветы или зерно — их дает нам Кришна. Итак, мы живем за счет Кришны. И если, приготовив пищу, мы не предлагаем ее Кришне, разве это порядочно?
В Движении сознания Кришны все, что мы готовим, мы предлагаем Господу. Что в этом плохого? Но негодяи говорят: «Эти кришнаиты — язычники, они предлагают пищу камню». Только подумайте! У этих негодяев нет разума. Они не знают, что Бог тоже ест. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (9.26):
патрам̇ пушпам̇ пхалам̇ тойам̇
йо ме бхактйа̄ прайаччхати
тад ахам̇ бхактй-упахр̣там
аш́на̄ми прайата̄тманах̣
ПЕРЕВОД: «Когда Мой преданный предлагает Мне овощи, зерно, фрукты, воду или молоко, я ем его подношение, поскольку он делает это с преданностью и любовью».
Преданный думает: «Кришна, ты дал нам столько прекрасных продуктов, и я приготовил из них пищу. Пожалуйста, попробуй это блюдо первым». Это и есть любовь.
Предположим, ваш отец обеспечивает вас всем и вы чувствуете себя обязанным ему. Приготовив что-нибудь вкусное, сначала вы захотите накормить его: «Дорогой отец, я приготовил очень вкусное блюдо. Отведай его, пожалуйста, первым». Отец скажет: «Действительно вкусно? Хорошо, давай попробую». Он будет очень доволен вами. На самом деле то, что вы приготовили, и так принадлежит ему, поэтому, строго говоря, вы не можете ему ничего дать. Точно так же, у вас нет ничего такого, что вы могли бы предложить Кришне. Однако, если вы наделены некоторым разумом, вы все равно будете предлагать Ему то, что Ему и так принадлежит, и это поможет вам развить любовь к Богу. Если же вы остаетесь негодяем и продолжаете воровать у Бога, ваша жизнь в человеческом теле пойдет прахом. Но если у вас есть некоторый разум и вы предлагаете Господу все, что получаете от Него, ваша жизнь увенчается успехом.
Если Господь дает нам хлеб насущный, почему бы вначале не предложить этот хлеб Ему? Это — проявление разума. Если же кто-то считает: «Господь дает мне хлеб, а я его ем, вот и все. Мое предназначение состоит в том, чтобы просто есть», такой человек мошенник. А может быть, ваше предназначение в том, чтобы предложить что-то Богу? Мы должны быть благодарны Ему: «Господь дал мне этот хлеб, поэтому я сначала предложу его Ему, а потом смогу поесть сам». Что плохого в этой идее? Что мы теряем? Но низшие из людей даже не знают о том, что, получив от Господа пищу, они должны вначале предложить ее Ему. Когда вы что-то предлагаете Кришне, Богу, Он ест, но затем возвращает все вам как прасад. Таково могущество Бога.
Итак, бхакти-йога, или сознание Кришны, — это метод, с помощью которого можно усилить вашу привязанность к Кришне. Мы не говорим: «Христиане — плохие, а индуисты — хорошие». Нет. Мы просто говорим: «Сейчас, в человеческой форме жизни, учитесь любить Бога. Вы столько времени любили дога, а теперь попытайтесь любить Бога». Такова наша проповедь. Мы никого не критикуем; нас интересует лишь одно: обрел ли человек любовь к Богу. Вот и все. При этом он может оставаться христианином, индусом или мусульманином. Это не имеет значения. Мы лишь хотим убедиться в том, что вы действительно любите Бога. Если это не так, мы скажем: «Пожалуйста, попытайся полюбить Бога, используя наш метод». В чем же заключается наш метод? Ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ вишн̣ох̣ — нужно просто слушать о Кришне и воспевать Его славу. Разве это трудно? Если вы пока еще не знаете, как полюбить Бога, воспользуйтесь этим методом. Даже если вы не будете делать ничего, кроме как просто приходить в этот храм и слушать о Кришне, ваша жизнь станет совершенной.
Большое спасибо.
Бхакти — искусство вечной любви
В этой лекции Шрила Прабхупада объясняет, как пробудить нашу дремлющую любовь к высшему объекту любви (январь 1973 года, Бомбей).
«Потребность любить заложена в каждом. Это основной закон жизни. Невозможно жить, никого не любя. Эта потребность присутствует в каждом живом существе. Потребность любить есть даже у тигра (по крайней мере, в дремлющем состоянии), не говоря уже о людях. Единственное, чего нам недостает, — это знания о том, на кого направить свою любовь, чтобы все стали счастливы» (Нектар преданности, предисловие).
Пытаясь найти совершенный объект любви, люди приходят к разочарованию. Мы можем любить брата и сестру, мать и отца, жену или мужа, друзей, общество, нацию, международное сообщество или даже все человечество, но наша любовь все равно останется несовершенной. Причина заключается в том, что все эти виды любви не являются всеобъемлющими. К примеру, в любой стране гражданами являются только люди, а животные таковыми не считаются. Однако слово «гражданин» относится к любому, кто родился в этой стране. Санскритский эквивалент этого слова — праджа, что означает «тот, кто родился». Обязанность правителя страны — защищать всех праджей, населяющих государство, а не только людей. Но сегодня животных — коров, свиней, цыплят и так далее, — которые тоже являются праджами, отправляют на бойню.
Однако, развив в себе сознание Кришны, человек начинает испытывать любовь ко всем живым существам, поскольку все они связаны с Кришной. Кришна говорит:
сарва-йонишу каунтейа
мӯртайах̣ самбхаванти йа̄х̣
ПЕРЕВОД: «Материальная природа — мать всех форм жизни, а Я — отец, дающий семя» (Б.-г., 14.4).
Настоящее равенство и братство настанут тогда, когда мы увидим равенство всех живых существ как детей Бога. Человека, обладающего таким видением, называют пандитом, мудрецом. Пандит никогда не скажет: «Только мой отец и брат — хорошие люди, а все остальные — плохие». Это сектантство. В наши дни правители являются глупцами и негодяями, поскольку все они рассуждают как сектанты: «Я — хороший человек, мой брат — хороший человек, мой отец — хороший человек, мои соотечественники — хорошие люди, а все остальные — плохие». В этом суть национализма.
Преданный Кришны смотрит на вещи иначе. Он не хочет убивать даже муравья. Давным-давно жил охотник по имени Мригари, который не убивал животных сразу, а пронзал их стрелами, чтобы они умирали в долгих мучениях, но, повстречав великого мудреца Нараду, он стал преданным Кришны и после этого не мог наступить даже на муравья. Вайшнав, преданный Кришны, не проводит различий между живыми существами: как и Господь, он является другом каждого. Подобно тому как Кришна нисходит в этот мир, чтобы вернуть все падшие души домой, к Богу, Его представитель, преданный, также стремится помочь каждому вернуться домой, к Богу. Он старается помочь даже животным. Однажды, когда группа преданных Чайтаньи Махапрабху шла в Джаганнатха-Пури, за ними увязался пес, и благодаря общению с преданными этот пес также получил освобождение.
У нас есть склонность любить, но мы не знаем, как сделать нашу любовь совершенной. Это совершенство достигается тогда, когда мы развиваем любовь к Кришне. Сейчас, в старости, я путешествую по всему миру и учу тому, что каждый может стать счастливым, практикуя сознание Кришны. Я люблю не только своих соотечественников — индийцев или бенгальцев; я люблю всех, даже животных. Но поскольку только люди могут понять философию сознания Кришны, я встречаюсь с людьми. Однако, когда представляется такая возможность, я защищаю и животных. Я кормлю их прасадом, пищей, предложенной Кришне. Я даже не возражаю, если они иногда подходят и слушают. Животные тоже иногда слушают о сознании Кришны. Слушать может каждый.
И все же сознание Кришны главным образом предназначено для людей. Человек, прошедший подготовку в сознании Кришны, может понять, что Кришна присутствует повсюду. Животное понятия не имеет, кто такой Кришна, но человек, пообщавшись с преданными, может понять: «Я знаю, что вкус воды, которую я пью, — это Кришна, и свет солнца и луны — тоже Кришна, поскольку Он утверждает это в „Бхагавад-гите" (7.8)»:
расо ’хам апсу каунтейа
прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣
Таким образом человек сразу вспоминает о Кришне, и это значит, что он общается с Ним. Когда вы слышите о Кришне, вы общаетесь с Кришной. Когда вы поете о Кришне, вы общаетесь с Кришной. Когда вы вспоминаете о Кришне, вы тоже общаетесь с Ним.
Совершенная любовь к Богу уже присутствует в каждом. Господь Чайтанья сказал:
нитйа-сиддха кр̣шн̣а-према ‘са̄дхйа’ кабху найа
ш́раван̣а̄ди-ш́уддха-читте карайе удайа
ПЕРЕВОД: «Чистая любовь к Кришне вечно живет в сердцах всех живых существ; она не приходит извне. Когда в процессе слушания и повторения имен Кришны и повествований о Кришне сердце очищается, в нем естественным образом пробуждается эта чистая любовь» (Ч.-ч., Мадхья, 22.107).
Золотой самородок является золотом, даже если он покрыт грязью. Его нужно просто очистить, и тогда он превратится в чистое золото. Точно так же каждое живое существо обладает сознанием Кришны, но из-за контакта с материей люди думают, будто они отделены от Кришны. Поскольку живое существо — частица Кришны, оно в ничтожной степени обладает Его качествами, подобно тому как золотая песчинка обладает теми же качествами, что и огромное месторождение золота, или подобно капле морской воды, в которой присутствуют те же химические вещества, что и в огромном океане. Разница между нами и Кришной в том, что Он — великое, безграничное духовное существо, а мы — бесконечно малые частицы духа.
Из-за нашего общения с майей, материальной энергией, мы забыли Кришну, и это забвение проявляется в нашем желании наслаждаться материальным миром. Каждый старается испытать в этом мире как можно больше наслаждений. Только те, кто развил в себе сознание Кришны, не пытаются наслаждаться этим миром, но стремятся использовать материальный мир для служения Кришне. В этом разница. Например, мы питаемся прасадом, пищей, предложенной Кришне. Все что-то едят, и мы тоже едим, но мы не едим сразу же, как только пища приготовлена. Когда мы что-то готовим, сначала мы предлагаем это Кришне. Мы не способны производить на заводах рис, бобовые, муку, фрукты и молоко — все это дает нам Кришна. Поэтому мы должны признать: «Эту пищу дал нам Кришна, и, раз она принадлежит Кришне, сначала я должен предложить ее Ему. Потом я смогу принять ее остатки как прасад». Это способен делать каждый, но люди не хотят предлагать пищу Богу. Они хотят услаждать свой язык. Однако в «Бхагавад-гите» Кришна запрещает это:
бхун̃джате те тв агхам̇ па̄па̄
йе пачантй а̄тма-ка̄ран̣а̄т
ПЕРЕВОД: «Тот, кто готовит для себя, вкушает лишь грех».
Как человек может быть счастлив, если он питается одним грехом? Ему придется страдать. Поэтому преданный готовит только для Кришны. Непреданный думает: «Посмотрите, вот мясо, хлеб и вино. Сейчас я все это съем». Но, поскольку ест он один лишь грех, ему придется страдать.
Без сознания Кришны все обречены на страдание. Таков закон природы. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»:
даивӣ хй эша̄ гун̣а-майӣ
мама ма̄йа̄ дуратйайа̄
ПЕРЕВОД: «Самостоятельно ты не сможешь избавиться от страданий, причиняемых материальной природой».
Но:
ма̄м эва йе прападйанте
ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те
ПЕРЕВОД: «Если ты вручишь себя Мне, ты обретешь счастье и освободишься от страданий».
Это единственная возможность.
Итак, у нас есть потребность любить, но мы не знаем, как любить, не знаем, на кого направить любовь, чтобы и мы, и все остальные были счастливы. Правильный объект любви указан в «Шримад-Бхагаватам» (4.31.14):
йатха̄ тарор мӯла-нишечанена
тр̣пйанти тат-скандха-бхуджопаш́а̄кха̄х̣
пра̄н̣опаха̄ра̄ч ча йатхендрийа̄н̣а̄м̇
татхаива сарва̄рхан̣ам ачйутеджйа̄
ПЕРЕВОД: «Поливая водой корень дерева, вы снабжаете энергией ствол, ветви, листья, побеги, фрукты и цветы, а отправляя в желудок пищу, питаете все тело. Точно так же, если вы любите Кришну, все живые существа испытывают удовлетворение».
Кришна — корень всего сущего, ахам̇ сарвасйа прабхаво, джанма̄дй асйа йато. Но мы не поливаем корень, а вместо этого льем воду на листья и ветви. И несмотря на это, листья и ветви засыхают, и мы расстраиваемся. Иными словами, так называемая гуманитарная помощь и социальное обеспечение, никак не связанные с сознанием Кришны, подобны поливу листьев и ветвей вместо корня. Это бесполезный труд — ш́рама эва хи кевалам. Вы можете любыми способами с любовью служить обществу, государству, народу, но делать это нужно в сознании Кришны, для Его удовольствия. Тогда ваше любовное служение станет совершенным. Иначе оно так и останется несовершенным. Ни вы, ни те, кому вы служите, не будут счастливы.
Итак, наша способность любить друг друга не будет реализована до конца, пока мы не узнаем, кто является высшим объектом любви. Высший объект любви — это Кришна, Верховная Личность. Он самый красивый, самый богатый, самый знаменитый, самый мудрый, самый могущественный и самый бесстрастный — Он превосходит всех остальных во всех отношениях. Если у человека есть хотя бы какие-то из этих шести достояний, он вызывает у нас симпатию. Например, если человек очень богат и щедр, его все любят. А теперь только представьте себе, насколько богат и щедр Кришна! Каждый день Он кормит миллионы живых существ. Мы гордимся, если нам удается накормить сто, двести, пятьсот или тысячу человек. Но в мире миллионы и миллиарды животных, и Кришна обеспечивает пищей их всех. На самом деле никакой проблемы нехватки продовольствия не существует. Иногда люди голодают, но причина заключается в неправильном использовании ими своего развитого сознания, из-за чего они и оказываются в трудной ситуации. Если они примут сознание Кришны, все проблемы исчезнут.
Миссия Движения сознания Кришны — учить людей любви к Кришне, ибо только это способно принести им полное удовлетворение. В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.6) сказано:
са ваи пум̇са̄м̇ паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
ахаитукй апратихата̄
йайа̄тма̄ супрасӣдати
ПЕРЕВОД: «Высшей обязанностью для всех людей является та деятельность, которая приводит их к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворять душу, это служение должно быть бескорыстным и непрерывным».
Миссия Движения сознания Кришны состоит в том, чтобы учить этой истине. Если люди поймут это, все их проблемы будут решены, и они обретут счастье. Большое спасибо.
Направьте свою любовь на Кришну
В этой беседе Шрила Прабхупада говорит: «Любовь к дому, стране, мужу, детям, жене и так далее — все эти виды любви в той или иной степени присутствуют и в животном царстве. Но такая любовь не принесет вам счастья, вы будете разочарованы... Если вы действительно хотите мира, если вы действительно хотите удовлетворенности, постарайтесь полюбить Кришну» (сентябрь 1968 года, Сиэтл).
Говиндам а̄ди-пурушам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми. С любовью и преданностью поклоняться Говинде, изначальной личности — вот к чему мы всех призываем. В этом суть сознания Кришны. Мы просто учим людей любить Кришну. Мы призываем вас направить свою любовь в верное русло. Каждый хочет кого-то любить, но все разочарованы, поскольку их любовь направлена не туда, куда надо. Люди не знают, куда направить свою любовь. Все начинается с любви к своему телу. Затем любовь немного расширяется и проявляется как любовь к отцу и матери, затем — как любовь к своему народу, своей стране и ко всему человечеству, и, наконец, — как любовь ко всем живым существам. Но как бы ни расширялась ваша любовь, она не принесет вам удовлетворения до тех пор, пока вы не достигнете любви к Кришне. Лишь тогда вы обретете удовлетворение Например, когда вы бросаете в озеро камень, от него расходятся круги. Они становятся все больше и больше, и, когда достигнут берега, их движение прекратится. Пока круг не коснулся берега, он будет увеличиваться. Так же и мы должны постепенно увеличивать свою любовь, пока не полюбим Кришну, Верховную Личность Бога.
Есть два способа увеличить свою любовь. Вы можете стараться любить свой народ, свою страну, все человечество, все живые существа и так далее либо можете непосредственно полюбить Кришну, и такая любовь будет включать в себя все остальное. Это так прекрасно! Поскольку Кришна привлекает всех, любовь к Нему включает все остальное. Почему? Потому что Кришна — центр всего. В семье, если вы любите отца, вы любите также своих братьев и сестер, слуг отца, его дом, его жену (свою мать) — в общем, всех членов семьи. Но центром всего является ваш отец. Точно так же, если вы полюбите Кришну, ваша любовь распространится на все сущее.
Другой пример: если вы любите дерево, вам достаточно просто поливать его корни, и тогда все его части — листья, цветы, ствол, ветви и побеги — будут обеспечены водой. Это будет правильным выражением вашей любви к дереву. Аналогично, если вы любите своих соотечественников, если хотите видеть их образованными, а также экономически, физически и умственно развитыми, что вы станете делать? Вы будете платить налоги правительству; вы не станете уклоняться от их уплаты. Вы просто платите налоги центральному правительству, и часть ваших денег будет направлена в министерство образования, часть — в министерство обороны, часть — в министерство здравоохранения.
Это несовершенные примеры, но они демонстрируют нам, что, если вы действительно хотите любить всех и каждого, вы должны полюбить Кришну. Вы не будете разочарованы, поскольку любовь к Кришне совершенна. Когда ваша любовь совершенна, вы полностью счастливы. Это все равно что наесться досыта: «Я удовлетворен и больше не хочу».
Итак, Движение сознания Кришны основано на очень простых истинах. Это Движение было начато пятьсот лет назад Господом Чайтаньей Махапрабху, однако в действительности оно гораздо старше, поскольку о нем упоминается еще в ведических писаниях. С исторической точки зрения движение сознания Кришны существует, по крайней мере, с тех пор, как Господь Кришна появился на этой планете пять тысяч лет назад. И совсем недавно, пятьсот лет назад, Господь Чайтанья расширил это движение еще больше. Его миссия — А̄ра̄дхйо бхагава̄н, проповедь поклонения Бхагавану, Верховной Личности Бога.
Каждый кому-то подчиняется. Все хотят быть независимыми, однако это невозможно. Никто не является полностью независимым; все кому-то подчинены. Никто не может заявить: «Я полностью независим». Может ли кто-нибудь такое утверждать? Нет, каждый кому-то подчиняется. И если вы любите кого-то, вы добровольно подчиняетесь ему. Девушка говорит юноше: «Я хочу тебе подчиняться». Почему? Потому что такова наша природа. Мы хотим подчиняться, поскольку такова наша природа. Но мы не знаем, кому нам следует подчиняться, чтобы обрести полное удовлетворение. Мы отказываемся от одной формы подчинения и соглашаемся на другую. Например, рабочий подчиняется своему начальнику, поскольку тот платит ему зарплату — предположим, шестьсот долларов в месяц. Рабочий должен выражать начальнику почтение и стараться удовлетворить его. Конечно, если ему удастся найти место, где платят больше, он перейдет работать туда, но это не значит, что теперь он обрел независимость — он по-прежнему кому-то подчиняется.
Итак, Господь Чайтанья учит нас: раз уж вы должны кому-то подчиняться, раз уж вы должны поклоняться кому-то, поклоняйтесь Кришне. Так вы обретете полное удовлетворение.
И далее: тад-дха̄ма врн̣да̄ванам̇. Если вы хотите кому-то поклоняться, поклоняйтесь Кришне, любите Кришну, А если вы хотите поклоняться какому-то месту, поклоняйтесь земле Кришны, Вриндавану. Каждый хочет любить определенную страну или народ. Один говорит: «Я люблю Америку», другой: «Я люблю Китай», третий: «Я люблю Россию». Это — национализм, бхаума иджйа-дхӣх̣. У человека есть природная склонность любить какую-то материальную землю — как правило, ту, на которой он родился. Поэтому Чайтанья Махапрабху говорит: раз уж вы склонны любить кого-то, полюбите Кришну, и, если вы склонны любить какую-то землю, полюбите Вриндаван. А̄ра̄дхйо бхагава̄н враджеш́а-танайас тад-дха̄ма врн̣да̄ванам.
Но, допустим, кто-то спросит: «Как же я могу полюбить Кришну, если я никогда не видел Его?» Чайтанья Махапрабху отвечает: рамйа̄ ка̄чид упа̄сана̄ враджа-вадхӯ-варген̣а йа̄ калпита. Если вы хотите научиться поклоняться Кришне и любить Его, просто попытайтесь следовать по стопам гопи, девушек-пастушек из Вриндавана. Любовь гопи — самое совершенное проявление любви к Богу. Есть различные уровни поклонения Богу. Первая ступень — это молиться: «Господи, хлеб наш насущный дай нам на сей день». Это начало. Когда мы только учимся поклоняться Богу, нам велят: «Иди в церковь и молись Богу, чтобы Он дал тебе все, в чем ты нуждаешься». Таков первый шаг, но это еще не чистая любовь. Примером чистой любви к Богу являются гопи. Их любовь к Кришне может быть описана следующим образом.
Кришна был маленьким пастушком. Вместе с друзьями-пастушками Он целыми днями пас коров. В те времена люди были удовлетворены тем, что у них была земля и коровы. Это решало все экономические проблемы. Они не работали на больших заводах, не были чьими-то слугами. Они довольствовались тем, что дает земля и коровы, и это полностью решало продовольственную проблему.
Итак, Кришна шел пасти коров, а гопи оставались дома. Кришна был за много миль от них, на пастбище, а гопи сидели и думали: «О, у Кришны такие нежные стопы! Сейчас Он идет по каменистой земле и острая галька впивается в Его подошвы. Наверное, Ему больно». Думая так, гопи плакали. Понимаете? Это и есть любовь.
Когда Кришна возвращался, они не спрашивали Его: «Дорогой Кришна, ты что-нибудь принес нам с пастбища? Покажи-ка, что у Тебя в кармане?» Нет, они думали лишь о том, как доставить удовольствие Кришне. Перед тем как выйти к Нему, гопи красиво наряжались. Наряжаясь, они думали: «Кришна будет так счастлив, увидев меня». Как правило, юноша или мужчина бывает счастлив, когда видит, что его возлюбленная или жена нарядно одета. Поэтому в самой природе женщины заложено желание красиво одеться, чтобы доставить радость мужу. А когда мужа нет дома, она не должна наряжаться. Женщины одеваются по-разному, в зависимости от своего положения. Увидев, как женщина одета, можно сразу же определить, кто перед вами. Одежда указывает, замужем она или нет, вдова она или проститутка. Одежда очень важна.
Однако мы не будем углубляться в обсуждение индийских обычаев. Мы говорим о любовных отношениях Кришны и гопи. Их взаимоотношения были настолько глубоки и чисты, что Кришна был вынужден признать: «Мои дорогие гопи, мне нечем отплатить вам за вашу любовь». Сам Кришна, Верховная Личность Бога, оказался банкротом — Он не смог отдать долг гопи. Поэтому любовь гопи — высшее совершенство любви к Кришне.
Итак, мы говорим о миссии Господа Чайтаньи. Он учит нас тому, что единственным объектом любви является Кришна, единственная земля, которую следует любить, — Вриндаван, а ярчайший пример любви к Кришне — это гопи. Есть разные уровни преданности, но уровень гопи — самый высокий. Лучшей же среди гопи является Радхарани, поэтому никто не способен превзойти Радхарани в любви к Кришне.
Чтобы постичь науку любви к Богу, нужны книги, авторитетная литература. «Да, — говорит Чайтанья Махапрабху, — и такой книгой является „Шримад-Бхагаватам"». Ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам амалам. «Шримад-Бхагаватам» — безупречное описание того, как любить Бога. Лучшего описания не существует. С самого начала «Бхагаватам» учит нас тому, как любить Бога.
Те, кто изучал «Шримад-Бхагаватам», знают, что первый стих Первой песни гласит: джанма̄дй асйа йато... сатйам̇ парам̇ дхӣмахи. В самом начале этого произведения автор говорит: «Я подношу свою чистую преданность Всевышнему, который есть источник всего». Прекрасное описание. Если вы хотите узнать, как полюбить Бога, Кришну, изучайте «Шримад-Бхагаватам». Чтобы понять «Бхагаватам», сначала нужно изучить «Бхагавад-гиту». Изучая ее, вы сможете понять подлинную природу Бога, свою собственную природу, а также ваши взаимоотношения с Богом. Когда вы немного продвинетесь и обретете полную уверенность в том, что Кришна — это единственный объект нашей любви, следующей книгой, которую вам нужно будет изучить, станет «Шримад-Бхагаватам».
Знание «Бхагавад-гиты как она есть» — вступительный экзамен. Как студенты сдают выпускные экзамены в школе, а затем поступают в колледж, так и вы должны сначала изучить «Бхагавад-гиту как она есть» и сдать выпускные экзамены по предмету «любовь к Богу». Затем вам нужно перейти к изучению «Шримад-Бхагаватам» — это высшее образование. А когда вы продвинетесь еще дальше и поступите в аспирантуру, вы сможете перейти к изучению «Шри Чайтанья-чаритамриты». Итак, нет ничего трудного в том, чтобы усвоить науку любви к Кришне.
Суть в том, что надо научиться любить Кришну. Для этого существуют определенные наставления, определенный метод, и мы стараемся сделать так, чтобы вы узнали об этом методе и применили его. Мы посылаем наших ребят на улицы приглашать вас, и, если вы согласитесь воспользоваться этой возможностью, ваша жизнь увенчается успехом. Према̄ пум-артхо маха̄н. Человеческая форма жизни предназначена для того, чтобы развить любовь к Богу. Во всех остальных формах жизни мы любили что-то другое: когда мы были птицами, мы любили свои гнезда, когда были пчелами, любили свои ульи и так далее. Не нужно учить птицу или пчелу любить своих отпрысков — это естественно. Любовь к дому, стране, мужу, детям, жене и так далее — все эти виды любви в той или иной степени присутствуют и в животном царстве. Но такая любовь не принесет вам счастья, вы будете разочарованы. Поскольку тело временно, все такого рода любовные отношения тоже временны. Кроме того, они не безупречны, ибо представляют собой лишь искаженное отражение той чистой любви, что существует между вами и Кришной. Поэтому, если вы действительно хотите мира, если вы действительно хотите удовлетворения, если вы не хотите пребывать в замешательстве, попытайтесь полюбить Кришну. Тогда ваша жизнь увенчается успехом.
Движение сознания Кришны — не чья-то выдумка; наша цель не в том, чтобы сбить людей с толку или обмануть. Это в высшей степени авторитетное движение, основанное на ведической литературе — «Бхагавад-гите», «Шримад-Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамрите» и других писаниях.
Многие, многие святые признают сознание Кришны средством достижения совершенства. Яркий пример тому — Господь Чайтанья. Вы видели изображение, на котором Он в экстазе поет и танцует. Вы тоже должны научиться этому искусству, и тогда ваша жизнь увенчается успехом. Вам не нужно заниматься чем-то искусственным, строить догадки, ломать себе голову... В вас уже заложена склонность любить других, это естественно для живого существа. Но из-за того, что ваша любовь направлена не туда, куда нужно, вы разочарованы и сбиты с толку. Если вы не хотите пребывать в замешательстве, если вы не хотите продолжать испытывать разочарования, постарайтесь полюбить Кришну, и вы почувствуете, как ваша жизнь наполняется покоем и счастьем и все ваши желания исполняются.
Большое спасибо!
1 Сваха — санскритское слово, которое произносит главный жрец во время ведического огненного жертвоприношения: при этом он вливает в священный огонь топленое масло, отчего пламя разгорается еще сильнее.
-
Веды
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Читать далее -
Книги
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Читать далее -
Лекции \ Семинары
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
Читать далее -
Храм Ведического Планетария
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читать далее